Мурманская железная дорога. Колонизационный отдел. Год колонизационной работы Мурманской железной дороги : отчёт о работах колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1923-1924 год. – Ленинград : Издание Правления Мурманской железной дороги, 1925. – 244 с., [26] отд. л. ил., схем., карт : табл.
промышленным Т -вом“ и „Чупинским Горнопромышлен ным Т-вом“ („Чупгорн"). Мурманское Горнопромышленное Т-во частное. Оно было основано инж. К. Л. Островецким, арендовавшим несколько участков для разработки у С. Н. X. Карелии в 1922 г. В конце 1922 г. в Т-во вступило пайщиком Правление Мурманской ж. д., но выявившиеся на практике неудоб ства совместной работы с частным предприятием привели к выходу дороги из т-ва. За истекший год Т-во отправило с своих разработок кварца и шпата 81.324 пуда, общей стоимостью 30.591 р. „Чупгорн" — предприятие Сов. Нар. Хоз. Карелли. Чупгорном за истекший год выработано около 160.000 пуд. кварца и полевого шпата, но его работа шла всецело вне территории колонизационного отвода, так как, согласно п. в статьи 3 Положения о колонизации, участки на ко торых органами Карелии начата разработка или разведка до издания декрета 25 мая 1923 г., не включаются в ко лонизационный отвод. Слюда добывалась обоими предприя тиями в небольшом количестве попутно при разработке шпата и кварца. Мурманское Горнопромышленное Т-во за право ра зра ботки недр на сданных ему участках уплачивает в денеж ный колонизационный фонд долевое отчисление? в размере 2 % добычи с кварца, полевого шпата и сырой слюды или 1% с обделанной слюды, переводимое в денежный экви валент, по цене франко-вагон станция отправления. Расчет по этим исчислениям на 1 октября 1924 г. закончен не был и перенесен на наступивший год. Прекрасные качества кварца и полевого шпата и ус пешная работа в крае Мурм Горн. Т-ва и Чупгорна дока зали возможность широкого использования кварца и шпата Карелии для фарфорового и фаянсового производства. Осенью 1924 г. в крае начал работу Продасиликат, с ко торым в конце года заключен договор на отвод участка для добычи кварца и шпата (участок „Синяя П а л а “). Эта работа поставила на очередь вопрос сб объедине нии работ Чупгорна, Продасиликата и Мурманской ж. д.; образование из этих организаций мощного объединения и являе тся задачей зимнего периода 1924 - 2 5 года. В общем надо сказать, что разработка кварца и поле вого шпата стала уже на твердые ноги и вскоре вполне сможет удовлетворять всю потребность в них СССР, без 222
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz