Мурманская железная дорога. Колонизационный отдел. Год колонизационной работы Мурманской железной дороги : отчёт о работах колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1923-1924 год. – Ленинград : Издание Правления Мурманской железной дороги, 1925. – 244 с., [26] отд. л. ил., схем., карт : табл.

3 . Содействие постройке жилищ. Вопрос о рациональном строительстве жилищ для пе­ реселенцев представляет существенную важность. Не мо­ жет быть двух мнений о том, что при устройстве новых поселений необходимо всемерно стремиться, чтобы жилища были построены технически удовлетворительно, удобно и отвечали бы элементарным требованиям гигиены. Было бы чрезвычайно неправильно мириться при колонизации с ус­ тройством таких домов, которые еще обычны во многих районах, но которые в значительной мере являются пере ­ житком старого, последствием бедности и некультурности сельского н ас ел ени я ; на обязанности каждого колонизаци­ онного органа л ежит забота о рационализации строитель­ ства и общем повышении типа жилищ. Осуществление этих задач на практике затрудняется тем, что переселенцы строят свои дома, как и вообще ус ­ траивают все свое хозяйство, своими силами, на собствен­ ные средства и выдаваемая ссуда составляет лишь часть (25 — 40°|о) тех средств, которые нужно иметь переселенцу в виде наличных денег или имущества, чтобы успешно ус­ троиться в колонизационном районе. Поэтому, возможность сооружения жилищ повышен­ ного типа зависит от степени имущественной обеспечен­ ности переселенца, а также и от его работоспособности и уменья. Содействие Колонизационного Отдела в отчетном году выражалось поэтому в пропаганде рационального стро­ ительства, в техническом инструктировании переселенцев и в снабжении их строительными материалами. Исключе­ ние составляет поселок при ст. Медвежья Гора, где по­ стройки начались еще осенью 1923 года и где они произ­ водились под руководством технического персонала Колони­ зационного Отдела за счет переселенцев, при чем, за невоз­ можностью немедленно заготовить лес, железной дорогой в качестве строительного материала были предоставлены оставшиеся в этом районе от постройки дороги железно­ дорожные бараки. Хотя постройка и производилась под руководством Ко ­ лонизационного Отдела, но и сами переселенцы принимали Участие в работах и могли влиять на нее соответственно своим желаниям в пределах технической возможности, имея в виду, что материалом служили уже готовые срубы бара­ ков. Из переселенцев был организован строительный ко­ митет, члены которого принимали участие во всех органи­ 19)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz