Мурманская железная дорога. Колонизационный отдел. Год колонизационной работы Мурманской железной дороги : отчёт о работах колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1923-1924 год. – Ленинград : Издание Правления Мурманской железной дороги, 1925. – 244 с., [26] отд. л. ил., схем., карт : табл.

Уроженцы Карельско-Мурманского края составляют (по числу семей) 4 3 , 1% общей массы зачислившихся. Лучшим для колонизации элементом являются уро­ женцы Карельско-Мурманского края, а затем выходцы из северных губерний РСФСР . Среди уроженцев края, зачисливших переселенческие участки, преобладают карелы из отдаленных и отрезанных бездорожьем местностей, главным образом из Ухтинского района АКССР. Всего зачислилось 113 семей карел, что составляет 36 °/° от обшего числа всех зачислившихся семей. Карелы главным образом направлялись на пересе­ ленческие участки в районе Чупинского залива и станции Лоухи. Эта категория колонистов, как показала практика, устраивается лучше всего. Удовлетворительно устраиваются в большинстве случаев железнодорожники — вне зависи­ мости от мест их первоначального выхода; они успели освоиться с краем, знают его тяжелые природные условия и потому вполне сознательно подходят к устройству своего хозяйства. Исключение составляют имеющиеся среди пе- реселенцев-железнодорожников отдельные лица конторского и квалифицированного технического труда, которые не­ всегда оказываются приспособленными к физическому труду и предъявляют иногда повышенные требования в отноше­ нии содействия их устройству. Железнодорожники, начав­ шие первыми селиться на колонизационном фонде, соста­ вляют значительную часть переселенцев, зачисленных в от­ четном году,— 150 семей из 313. К концу года заметно увеличился приток пришлых переселенцев. Необходимо отметить, что железнодорожники, находясь в местах, где производился отвод земли, имели возможность сразу же заявить о своем желании поселиться на отведенных участках, тогда как переселенцы из других районов смогли это сде­ лать только осенью, по окончании землеотводных работ, почему в начале 1924 —25 года обнаружился резкий пе­ ревес в контингенте переселенцев в сторону пришлых, Уроженцев других районов, не связанных с железной дорогой. Наименее устойчивым колонизационным элементом оказались портовые рабочие, почти все устраивающиеся неудовлетворительно, т. к. они не имеют ни инвентаря, ни средств и рассчитывают только на ссуду. Работа по водворению и устройству переселенцев на вновь образованном фонде началась только в последние месяцы отчетного года, и зачисление шло на участках, на которых землеотводные работы еще не были иногда закон ­ 185

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz