Мурманская железная дорога. Колонизационный отдел. Год колонизационной работы Мурманской железной дороги : отчёт о работах колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1923-1924 год. – Ленинград : Издание Правления Мурманской железной дороги, 1925. – 244 с., [26] отд. л. ил., схем., карт : табл.

Отсюда видно, что леса, тяготеющие к Ледовитому океану, с удобной лесной площадью в шесть раз превышающей пло­ щадь лесов, тяготеющих к Балтийскому морю, дают продук­ цию пиловочной древесины в два раза меньше этих последних. Древесина, годная для пиловочного материала, соста­ вляет только 2 5% возможного ежегодного отпуска лесов колонизационного отвода, тяготяющих к Ледовитому океану. Условия Проведение железной дороги, создав возмож- эксплоата- ность транспортировать лесные материалы из ции и района одного бассейна в другой, значительно транспорта. уЛуЧШило условия экспорта. Так, доски, загото­ вленные на лесопильном заводе, расположенном на берегу Имандрского озера (бассейн Белого моря), уже выдержи­ вают транспорт по железной дороге до Мурманска, причем путь сократился более чем на 1000 километров при значи­ тельном выигрыше во времени. С получением этой возмож­ ности, весь экспортный лес из северной части бассейна Кандалакшского залива в количестве 8900 куб. саж. деловой древесины мог бы быть при прочих благоприятных усло­ виях экспорта переброшен в Мурманск. Железная дорога, являясь крупной потребительницей древесины, значительно увеличила емкость местного рынка, т. к. собственная потребность дороги в древесине превы­ шает 60.000 куб. саж. Создавая, таким образом, возможность более полного использования продукции лесов, железная дорога, кроме того, открыла доступ к таким лесным массивам, которые ранее, за дальностью расстояний, не могли быть экспло- атируемы. Прорезая на протяжении около 573 килом, леса колонизационного отвода, Мурманская дорога непосред­ ственно вводит в эксплоатацию примерно 366.000 гект. леса, растущего на десятиверстной полосе вдоль до­ роги. Стремясь путем постройки подъездных узкоколей­ ных путей расширить район своего непосредственного влияния, дорога приступила в конце отчетного года в Выго- зерском лесничестве и Кандалакшской даче к постройке подъездных путей на протяжении около 34 километров. Вне района непосредственного влияния железной дороги, древесина транспортируется гужем к естественным водным путям, которыми леса колонизационного отвода изобилуют. Реки, по которым производится сплав, большею частью быстры и порожисты, часто переходят в озера, через ко­ торые транспорт возможен не иначе, как с помощью судов, буксирующих бревна кошелями или плотами, или же — без 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz