Мурманская железная дорога. Колонизационный отдел. Год колонизационной работы Мурманской железной дороги : отчёт о работах колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1923-1924 год. – Ленинград : Издание Правления Мурманской железной дороги, 1925. – 244 с., [26] отд. л. ил., схем., карт : табл.

Размеры земельного наделения зависели от пожеланий самих колонистов, а главное — от фактической возможно­ сти отвести землю в избранных колонистами местах. Ос­ нова хозяйства здесь — заработки в промышленности и на железной дороге, а также рыбный промысел. Молочное хозяйство и огородничество — подсобные, второстепенные занятия. Четвертый, самый обширный и самый северный лесной массив, отведенный Мурманской железной дороге,— распо­ ложен в западной часги Кольского полуострова и прости­ рается от Кандалакшского залива до Мурманска. Почти полное отсутствие внутри полуострова местного населения и местной конской силы является серьезным затруднением при эксплоатации лесов Лапландии. Привле­ чение пришлых сезонных рабочих на лесные заготовки со­ пряжено с такими большими накладными расходами, что заготовки становятся невыгодными и от них приходится отказываться. Таким образом, основой существования переселенцев, особенно в первые после водворения годы, будет служить и на Кольском полуострове работа на лесных заготовках. Большое значение имеет рыбная ловля — в морских водах (Кандалакша), в озерах и реках. Сельское хозяйство в виде молочного животноводства и огородничества также может Достигнуть значительного развития; по берегам нижнего течения р. Туломы, на самом севере полуострова, молоч­ ное животноводство в хозяйствах поселившихся там фин­ нов и лопарей начинает приобретать рыночный характер, причем рынком сбыта служит быстро развивающийся г. Мур­ манск. Важным экономическим центром становится и Канда­ лакша. Железнодорожная станция Кандалакша расположена в 1.171 килом, от Ленинграда на пологом холме; от нее иДет ветка к Кандалакшскому заливу Белого моря, закан­ чиваясь станцией Кандалакша-пристань. В железнодорож­ ном отношении этот пункт имеет большое значение: здесь сосредоточены местные центры железнодорожных Служб Пути и Тяги (депо); за последнее время здесь обосновались и другие железнодорожные организации — лесная и рыбная, и приступлено к постройке трехрамного лесопильного 3 авода. Развитие станции Кандалакша-присгань в настоящее вРемя собрало до 150 семей рабочих, большею частью за­ 151

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz