Мурманская железная дорога. Колонизационный отдел. Год колонизационной работы Мурманской железной дороги : отчёт о работах колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1923-1924 год. – Ленинград : Издание Правления Мурманской железной дороги, 1925. – 244 с., [26] отд. л. ил., схем., карт : табл.

Северные районы меньше обеспечены лошадьми, чем Выгозерский район; что же касается оленей, то последние распространены исключительно в северных районах. В сред­ нем, хозяйства северных районов имеют значительно больше скота, чем хозяйства Выгозерского района, если даже исключить оленей из общего количества скота. На Туломе за последние годы молочное скотоводство достигло значительной степени развития. В период войны и революции оленеводство сократилось на :i/ 4. Не остана­ вливаясь подробно на причинах падения оленеводства, не ­ обходимо указать, что сокращение оленеводства в районе р. Туломы, повидимому, находится в тесной связи с по­ степенным переходом кочевого лопарского населения к осед­ лому образу жизни в зависимости от изменения общих экономических условий. Эта причина и была основной, которая заставила туломских лопарей сменить оленя на корову и лошадь. Одновременно с падением оленеводства отмечается сильное увеличение количества рогатого скота. Об этом красноречиво говорят следующие данные: из общего числа голов рогатого скота 116 — на долю молодняка приходится 68 или 5 8 , 7% : местное население весь приплод оставляет на племя, чем сильно форсируется развитие молочного хозяйства. Некоторые хозяйства имеют до 13 голов рога­ того скота. Нужно при этом отметить, что содержание и уход за молочным скотом стоят довольно высоко. Финны, поселившиеся по р. Туломе, принесли с собою культурные и технические навыки в деле молочного хозяйства. Скот­ ные дворы у всех хозяйств теплые; имеются деревянные полы, которые ежедневно очищаются от навоза и моются. При каждом дворе устроены водогрейки. Лопарское и к а ­ рельское население быстро переняло от финнов все эти культурные приемы ухода за скотом. Некоторые хозяйства имеют маслобойки, а одно, отдаленное от рынка, приобрело Даже сепаратор. Молоко и молочные продукты в районе р. Туломы начинают приобретать рыночное значение (рынок сбыта — Мурманск); а этого вполне достаточно, чтобы молочное хозяйство стало быстрее развиваться. Район оз. Имандры по структуре рыночных отношений Рачительно разнится от района Туломы. Здесь нет близко Расположенного крупного экономического центра, который Мог бы оказывать влияние на перестройку всей системы местного хозяйства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz