Мурманская железная дорога. Колонизационный отдел. Год колонизационной работы Мурманской железной дороги : отчёт о работах колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1923-1924 год. – Ленинград : Издание Правления Мурманской железной дороги, 1925. – 244 с., [26] отд. л. ил., схем., карт : табл.

и значительности в то же время природных рессурсов района, людской труд, как производительная сила, имеет здесь гораздо большее значение, чем в обжитых земледельческих районах. 4. Колонизация должна начинаться с районов, лежащих в непосредственной близости от железной дороги, и про­ двигаться вглубь колонизуемой территории с планомерной последовательностью. 5. Переселенцы должны подбираться из числа урожен­ цев северных губерний и лиц, уже работающих в крае. Уроженцы центральных, а тем более южных губерний, не имеют почти никаких шансов на успешное устройство. 6. Наряду с привлечением пришлого населения, необ­ ходимо устройство вблизи железной дороги, в тех местах, где появляются зачатки промышленного развития, мест­ ного населения из отдаленных, отрезанных бездорожьем районов; такая внутренняя колонизация в крае уже началась, как естественный процесс. 7. Освоение территории и хозяйственное устройство пе­ реселенцев представляет по природным условиям чрезвы­ чайные трудности, не имеющие аналогии ни в каком дру ­ гом районе Республики, где когда-либо шла колонизацион­ ная работа; поэтому, с одной стороны, необходимы значи ­ тельные затраты на подготовку земельного фонда и на содействие хозяйственному устройству переселенцев, а, с дру­ гой стороны, необходим подбор хозяйственно-сильных п е ­ реселенцев. * Проведение в жизнь Положения о колонизации должно было начаться с 1 октября 1923 года, т.-е. с начала о т ­ четного операционного года, который, таким образом, был п е р в ы м годом колонизационной работы в Карельско-Мур­ манском крае. Необходимо указать, впрочем, что летом 1923 года было приступлено к некоторым работам по образованию переселенческих участков, для чего были выделены неболь­ шие суммы из общих средств Мурманской дороги. Эти работы, начатые во второй половине лета, имели значение лишь опыта, необходимого для выработки приемов работы. Прием территории, отведенной постановлением СТО, в заведывание Мурманской дороги начался с 1 октября. Работу эту удалось окончить уже в ноябре, т. к. предва­ рительные данные о лесных дачах, входящих в границы отвода, и частично плановой материал были собраны з а р а ­ нее— в течение лета 1923 г . ; заранее был разработан на сове­ щаниях с местными органами и самый порядок передачи . 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz