Мурманская железная дорога. Колонизационный отдел. Год колонизационной работы Мурманской железной дороги : отчёт о работах колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1923-1924 год. – Ленинград : Издание Правления Мурманской железной дороги, 1925. – 244 с., [26] отд. л. ил., схем., карт : табл.
и значительности в то же время природных рессурсов района, людской труд, как производительная сила, имеет здесь гораздо большее значение, чем в обжитых земледельческих районах. 4. Колонизация должна начинаться с районов, лежащих в непосредственной близости от железной дороги, и про двигаться вглубь колонизуемой территории с планомерной последовательностью. 5. Переселенцы должны подбираться из числа урожен цев северных губерний и лиц, уже работающих в крае. Уроженцы центральных, а тем более южных губерний, не имеют почти никаких шансов на успешное устройство. 6. Наряду с привлечением пришлого населения, необ ходимо устройство вблизи железной дороги, в тех местах, где появляются зачатки промышленного развития, мест ного населения из отдаленных, отрезанных бездорожьем районов; такая внутренняя колонизация в крае уже началась, как естественный процесс. 7. Освоение территории и хозяйственное устройство пе реселенцев представляет по природным условиям чрезвы чайные трудности, не имеющие аналогии ни в каком дру гом районе Республики, где когда-либо шла колонизацион ная работа; поэтому, с одной стороны, необходимы значи тельные затраты на подготовку земельного фонда и на содействие хозяйственному устройству переселенцев, а, с дру гой стороны, необходим подбор хозяйственно-сильных п е реселенцев. * Проведение в жизнь Положения о колонизации должно было начаться с 1 октября 1923 года, т.-е. с начала о т четного операционного года, который, таким образом, был п е р в ы м годом колонизационной работы в Карельско-Мур манском крае. Необходимо указать, впрочем, что летом 1923 года было приступлено к некоторым работам по образованию переселенческих участков, для чего были выделены неболь шие суммы из общих средств Мурманской дороги. Эти работы, начатые во второй половине лета, имели значение лишь опыта, необходимого для выработки приемов работы. Прием территории, отведенной постановлением СТО, в заведывание Мурманской дороги начался с 1 октября. Работу эту удалось окончить уже в ноябре, т. к. предва рительные данные о лесных дачах, входящих в границы отвода, и частично плановой материал были собраны з а р а нее— в течение лета 1923 г . ; заранее был разработан на сове щаниях с местными органами и самый порядок передачи . 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz