Мурманская железная дорога. Колонизационный отдел. Год колонизационной работы Мурманской железной дороги : отчёт о работах колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1923-1924 год. – Ленинград : Издание Правления Мурманской железной дороги, 1925. – 244 с., [26] отд. л. ил., схем., карт : табл.

пени регулируется факторами последнего порядка. Ветры: здесь более постоянны. В общем, климат обследованных районов, несмотря на расположение Туломского и Имандрского районов на крайнем севере, не такой уже суровый и холодный, как это принято считать. Приведенные выше цифры, характе­ ризующие температуру и осадки, указывают также, что особенно резкой разницы в климате между Кольским полу­ островом и Выгозерским районом нет. Элементы Кольский полуостров представляет собою гор- геалогии ное плато, перерезанное в разных направлениях обследо- горными цепями с тундрами (безлесными верши- ванных нами) и отдельными вараками (отдельно стоящими районов. возвышенностямИ1 покрытыми лесом). Среди гор, вдоль больших рек расположены долины, что придает ланд­ шафту довольно пестрый и весьма живописный характер.. Современная долина реки Туломы, по данным обследования проф. геологии А. А. Полканова, представляет собой очень древнюю долину, в значительной мере переуглубленную деятельностью ледников дилювиального периода, которые эродировали лежащий в основе кристаллический массив по некоторым преимущественным направлениям, частью несо­ мненно совпадающим с направлением дислокаций разрыв­ ного характера, разбивших твердое основание на ряд мно­ гочисленных глыб. В ряде пунктов по современной долине Туломы мы находим обнажения кристаллических основа­ н и й—от г. Колы до Мурмашей, у порога Сухого, Калепухи и, наконец, у Падуна, свидетельствующих о геологических изменениях доледникового периода. Однако, морфология окружающего р. Тулому района характеризуется не одними этими изменениями, но и наличием древних складчатых цепей и более молодых дислокаций разрывного характера. В эпоху великого оледенения эт а долина заполнилась ледниками, мощность которых превышала высоты горных массивов. В конце эпохи оледенения, при постепенном отступании ледников, их место заступало море позднелед­ никовой иольдиевой трансгрессии, и разгружаемый ледни­ ками моренный материал отлагался в пределах описанной древней долины выше уровня современного моря, приобре­ тая , благодаря этому, слоистый характер, как это хорошо видно по естественному разрезу конечной морены у горы Соловараки у города Колы, моренного холма у Мурмашей, у Сухого порога, Калепухи, Кривца и друг. Заступавшее шаг за шагом иольдиевое море распространялось по широ­ 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz