Мурманская железная дорога. Колонизационный отдел. Год колонизационной работы Мурманской железной дороги : отчёт о работах колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1923-1924 год. – Ленинград : Издание Правления Мурманской железной дороги, 1925. – 244 с., [26] отд. л. ил., схем., карт : табл.

Предоставление дороге территории ни в коем случае нельзя рассматривать, как „концессию", данную дороге: дорога является государственным органом, выполняющим на определенной территории цикл органически связанных между собой мероприятий, направленных к всестороннему экономическому развитию края на основе колонизации, причем для выполнения этих обязанностей дороге отпущены не денежные средства, а предоставлена возможность полу­ чения их путем использования отведенной территории. Прообразом метода железнодорожной колонизации слу­ жит практика железных дорог Канады, которые вели засе­ ление предоставленных им земель. При теоретической разработке проекта колонизации района Мурманской дороги этот метод в применении к железным дорогам Севера часто сокращенно назывался „канадизацией“. В настоящее время, однако, можно утверждать, что аналогия с Канадой, хотя и существует в схеме колонизационной работы, но ра з ­ личие в природных, правовых и экономических условиях К а ­ нады и Карельско-Мурманского края настолько велико, что следует говорить осовершенно самостоятельном методеиприе- мах колонизации, впервые примененных, хотя и построен­ ных на опыте, как дорог Канады, так и сибирских жел. дор. Ко времени начала практической работы были уста ­ новлены следующие положения, на которых должна быть построена колонизационная работа в Карельско-Мурман­ ском крае. 1. Колонизация Карельско-Мурманского края не зем­ ледельческая : зерновое земледелие по природным условиям не может иметь большого развития даже в южной части территории, отведенной дороге. 2. Главным источником существования колонистов дол­ жна служить промысловая и промышленная работа, но на основе возможных форм сельского хозяйства — молочного животноводства и огородничества; сельское хозяйство я в ­ ляется важнейшим подсобным занятием, обеспечивающим колонистам привычный быт, дающим возможность держать лошадей, необходимых для работ на лесных заготовках, доставляющим значительную часть потребного продоволь­ ствия и фуража и т. п. Молочное хозяйство может при общем развитии района в южной его части стать впослед­ ствии основным занятием значительной части населения. 3. Колонизация Карельско-Мурманского края по числу переселенцев не может быть значительной. Необходимо, однако, иметь в виду, что, при крайне редком населении

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz