Путеводитель по Северу России: (Архангельск. Белое море. Соловецкий монастырь. Мурманский берег. Новая земля. Печора) / сост. Д. Н. Островский. – Санкт-Петербург : Издание Товарищества Архангельско-Мурманского пароходства, 1898 (Типография А. Бенке), 1898. – 146 с., ил. : карты.

А Р Х А Н Г Е Л Ь С К А Я Г У Б . — С 0 Л 0 В Е Ц К 1 Е О С Т Р О В А . 5 3 5. Поездка въ Соловецкш монастырь. См. карту Соловецкихъ острововъ на стр. 52 и планъ монастыря на стр. 56, а также приложеше 1-е. Изъ Архангельска въ Соловецшй монастырь можно проехать на ионастырскихъ пароходахъ или на пароходахъ Архангельско-Мурман- скаго срочнаго пароходства: а) Монастырсше пароходы, „Соловецкъ“ и „Архангелъ Михаилъ* содержатъ правильные рейсы между монастыремъ н Архангельскомъ только въ начала л^та, въ остальное время онн со- вершаютъ эти рейсы только по м'Ьр'Ь надобности или подъ болыте празд­ ники. Пристань этихъ пароходовъ находится въ Соломбал'Ь у Соловецкаго подворья. Ц'Ьна проезда въ оба пути, т. е. въ монастырь и обратно въ Архангельскъ: 1 кл. — 7 руб., II кл.— 5 руб., III кл. отъ 4 руб.; въ одинъ путь: I к л .—3 руб. 50 коп., II кл. — 2 руб. 50 коп., III кл. отъ 2 руб. Отл'Ьльныя каюты I кл. на 4 лица 25 руб., II кл,—22 руб. Буфета на пароходахъ н-Ьтъ; б) Пароходы товарищества Архангельско-Мурман- скаго срочнаго пароходства стхолятъ въ Соловецюй монастырь (рейсомъ по Кандалакшскому заливу) въ течете навиганш съ мая по октябрь, еженедельно отъ пристани пароходства въ верхнемъ конд'Ь г. Архан­ гельска, близъ Архангельскаго монастыря. Плата за про^вдъ: I кл. — 4 руб. 80 коп., II кл.—3 руб. 20 коп., III кл.—1 руб. 60 коп. Быстро­ ходные двухвинтовые пароходы товарищества им^ють прекрасный столъ и буфетъ и представляютъ всгЬ удобства для путешествш. Переходъ отъ Архангельска до Соловецкаго монастыря 166*1а морскихъ миль или 291 верста совершается обыкновенно въ течете 14 час. За суточное доволь- cTBie : чай утреншй и вечернШ, завтракъ и об^дъ платится 2 руб. 50 коп. Обратно изъ Соловецкаго монастыря пароходы отходятъ черезъ три дня. Отойдя отъ лрпстанц пароходъ проходить въ виду города, огибаетъ Моисбевъ островъ и входптъ въ рйку М айм аксу. Зд£сь пароходъ уменьшаетъ ходъ въ виду того, что разво­ димая имъ волна можетъ быть опасна для лодокъ, снующихъ съ одного берега р4ки па другой и нагруженнымъ лошадьми, или повозками и с^номъ. По берегамъ р'Ьки расположены лесопильные заводы, зат^мъ начинаются мелкщ л4съ или низ- Kie сЬнокосные луга. Въ13 верстахъ отъ Березовскаю р у к а в а Маймакса соединяется съ рЬкою Кузнечихою , течегъ еще 8 верстъ до соединешя съ Березовскимъ рукавомъ нротивъ Лапоминсксй гавани , образуемой рйчкою Лапоминкою, протокомъ Подгорпымъ и двумя болотистыми островами Чижевъ и Л а п омт скт . Ширина Маймаксы 100—350 саж., но въ одномъ крутомъ завороте, въ 3-хъ верстахъ отъ соединешя съ Кузнечихою, она съуживается до 60 саж. Глубина 18 — 40 фут. При вход'1; парохода въ Березовское устье начинаетъ открываться море. Пароходъ идетъ въ виду острововъ М ур о в аю и Лебедгшаго , низюе острова Лайды и Голецъ отходятъ къ юго-западу и сливаются съ горизон- томъ. Пароходъ идетъ между рядами черныхъ и красныхъ бакановъ, указывающпхъ фарватеръ, проходитъ створныя башни и маякъ, па Мудъкжскомъ островп, зат4мъ С’Ьверо- Двинсмй плавучш маякъ, — 3-хъ мачтовое судно, окрашенное черными и красными полосами, беретъ курсъ къ западу на Ж ижт искгй маякъ и выходитъ въ открытое море.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz