Путеводитель по Северу России: (Архангельск. Белое море. Соловецкий монастырь. Мурманский берег. Новая земля. Печора) / сост. Д. Н. Островский. – Санкт-Петербург : Издание Товарищества Архангельско-Мурманского пароходства, 1898 (Типография А. Бенке), 1898. – 146 с., ил. : карты.

36 А Р Х А Н Г Е Л Ь С К А Я Г У Б . — А Р Х А Н Г Е Л Ь С К Ъ . сударь у'Ьхалъ, поручпвъ строеше въ Соломбал'Ь купеческихъ корабле]! датчанину Е.шзарш Елизарьевичу Избранту. Къ 1701 г. въ Соломбал'Ь было построено уже 6 кораблей. На МоисЬевоиъ островЬ была заведена казенная в'Ьтрепная мель­ ница для распилки леса для постройки кораблей, отпуска за границу и на м'Ьстныя нужды. Другая мельница была устроена на р. ШпригЬ въ 16-ти верстахъ выше Архангель­ ска. Въ 1702 г. Петръ Великш въ третш н уже посл'Ьднш разъ прибыль 30-го мая въ Архангельскъ, п на сей разъ, вызванный слухомъ о предстоящемъ, будто-бы, нападенш шве- довъ на БЬлое море, вышелъ въ море 6 -го августа съ 13-го кораблями и съ 4,000 чел. войска, стоялъ подъ Соловецкимъ монастыремъ и затЬмъ совершплъ свой знаменитый пере- ходъ съ судами въ Онежское озеро. Въ это посЬщеше боль­ шую часть времени онъ провелъ не въ Соломбал'Ь, а въ ВавчугЬ. Между тЬмъ судостроеше въ Соломбал'Ь продолжа­ лось н оказывало самое благонр 1 ятное вл 1 яше на услов 1 я судоходства въ Архангельскомъ портЬ. Въ 1704 п 1705 г. Избрапту была поручена разстановка бочекъ (буевъ) па корабельномъ фарватере отъ Мудъюжскаго острова, взима- nie ластоваго сбора съ иностранннхъ судовъ и зав'Ьдывате лоцманами. Съ 1708 г. постройка воеппыхъ судовъ полу­ чила определенную задачу — комплектоваше Балмйскаго флота. Въ 1733 г. учреа;денъ быль Архангельскш военный портъ и было прпстунлепо къ снаряженш Обской экснедицш, длившейся съ 1733 по 1738 г. и пм'Ьвшей ц’Ьлью отыскать с'Ьверный проходъ морскнмъ путемъ нзъ Архангельска въ Камчатку. Со времени учреждешя порта до Крымской войны, т. е. въ теч ете 120-ти лётъ, въ СоломбалЬ было выстроено бол4е 400 военныхъ и порговыхъ судовъ: 152 корабля, 78 фрегатовъ, 27 трапснортовъ, 7 брнговъ, 4 илавучпхъ батта- реи, 71 канонерская лодка. Въ 1803 г. однако товаршцемъ министра морскихъ сплъ П. В. Чпчаговымъ было обращено внпмаше на близкое пстощеп1е лпствепныхъ лесовъ въ Ар­ хангельскомъ кра'Ь н указывалось на необходимость ограни­ чить портовую деятельность Соломбалы, темъ не менее судо- CTpoenie все еще шло очень оживленно. Въ 1825—26 г. были выстроены 2 парохода „Легкш“ и „Сп'Ьшный“, каждый въ 60 сплъ, им’Ьвпйе скорость до 8 узловъ въ часъ при давлешп пара до 5 фунт. Машппы для этпхъ пароходовъ были изготовлены на Пжорскихъ заводахъ. Въ томъ же году здесь былъ построенъ корабль „Азовъ“, возбуждавшш уди- в лете зпатоковъ своими морскими качествами въ славную Наварипскую битву, но совершившшся въ судостроенш пе- реходъ отъ дерева къ стали решилъ судьбу Архангельскаго порта. 5-го марта 1862 г., после песчастнаго спуска фрегата

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz