Путеводитель по Северу России: (Архангельск. Белое море. Соловецкий монастырь. Мурманский берег. Новая земля. Печора) / сост. Д. Н. Островский. – Санкт-Петербург : Издание Товарищества Архангельско-Мурманского пароходства, 1898 (Типография А. Бенке), 1898. – 146 с., ил. : карты.
А Р Х А Н Г Е Л Ь С К А Я Г У Б . — II О Л О П А Р Я М ' Ь . 89 быть совершенъ въ l'/^ сутки. Перегоны ндутъ следующими, образомъ: отъ Кандалакши до Зашейка 30 верстъ; отсюда до 1окострова—30; но озеру Имандре до Разноволока—50, до Масельга — 35, до Кнцы — 40 н последнш нерегонъ до Колы—30 верстъ. Самый характеръ пути совершенно изме няется. Дотащившись „лежакомъ“ въ одиночку отъ Кеми до Кандалакши, путпикъ садится здесь на „пруткошествую- щихъ“, по выражешю кн. Курбскаго, оленей. Для езды на •оленяхъ по русской Лапландщ употребляются троякого рода экипажи: ч у ш и — санки съ высокими полозьями, кережки, нмеюпця видъ корыта, заостреннаго съ одного конца ц балокъ, т. е. кережка, поставленная на полозья и закрытая паруснннымъ верхомъ. Хорошо устроенный балокъ тепелъ, покоенъ и удобенъ въ дурную погоду или на очень длин- ныхъ перегонахъ. Въ кережку впрягается или, вернее, къ ней привязывается веревкою, идущею отъ надетаго на шею хомутика, всегда только одпнъ олень; въ кережке можно ехать только одному и самому надо править оленемъ, что требуетъ некоторой снаровки и самого терпеливаго и крот- каго обращешя съ оленемъ, бить котораго совершенно безпо- лезно н никогда въ Лапландш не допускается. Управляются олени всегда одной возжей и погоняются длинною двухса женною палкою (хорей). Въ балокъ и санки впрягается пара, тройка и далее четверня оленей. Картина оленьяго поезда или „райды“ следующая: вещи укладываются и увязываются въ кережки; все становятся у своихъ оленей, крепко намо- тавъ на правую руку возжу, п ждутъ, когда тронется пе- реднш лопарь-проводникъ, райнпкъ. Райникъ вскочилъ въ кережку и полетелъ впередъ. За нимъ вскачь стремглавъ бросаются остальные олени. Перегоняя другъ друга, несутся олени, стараясь изъ всехъ силъ догнать своего передняго товарища u неразбирая ни камней, ни кручъ, ни выбопнъ. Съ обеихъ сторонъ надъ ухомъ путника слышится свистящш хранъ, мелькаютъ разинутыя морды, болтаются окровавлен ные языки, черные глаза горятъ дпкимъ огонькомъ. Въ этой сумятице роговъ, въ вихре летящаго изъ подъ копытъ и залепляющаго глаза снега несется райда две, три версты, пока не вылетитъ изъ лесу на полянку или на просторъ озера, где райникъ вдругъ сворачпваетъ своего оленя въ сторону, выскакиваетъ изъ кережки и втыкаетъ въ снегъ свой хорей — знакъ остановки. Происходить еще большая путаница. Разбежавнпяся санки п кережки бьютъ оленей по ногамъ, те прыгаютъ, бросаются въ сторону, наконецъ оста навливаются и жадно хватаютъ снегъ. Далее олени бегутъ уже обыкновенной мерной рысью одинъ за другимъ, вере ницей, тяжело дыша и высунувъ языки, какъ собаки. Черезъ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz