Путеводитель по Северу России: (Архангельск. Белое море. Соловецкий монастырь. Мурманский берег. Новая земля. Печора) / сост. Д. Н. Островский. – Санкт-Петербург : Издание Товарищества Архангельско-Мурманского пароходства, 1898 (Типография А. Бенке), 1898. – 146 с., ил. : карты.

А Р Х А Н Г Е Л Ь С К А Я Г У Б . — II О Л О П А Р Я М ' Ь . 89 быть совершенъ въ l'/^ сутки. Перегоны ндутъ следующими, образомъ: отъ Кандалакши до Зашейка 30 верстъ; отсюда до 1окострова—30; но озеру Имандре до Разноволока—50, до Масельга — 35, до Кнцы — 40 н последнш нерегонъ до Колы—30 верстъ. Самый характеръ пути совершенно изме­ няется. Дотащившись „лежакомъ“ въ одиночку отъ Кеми до Кандалакши, путпикъ садится здесь на „пруткошествую- щихъ“, по выражешю кн. Курбскаго, оленей. Для езды на •оленяхъ по русской Лапландщ употребляются троякого рода экипажи: ч у ш и — санки съ высокими полозьями, кережки, нмеюпця видъ корыта, заостреннаго съ одного конца ц балокъ, т. е. кережка, поставленная на полозья и закрытая паруснннымъ верхомъ. Хорошо устроенный балокъ тепелъ, покоенъ и удобенъ въ дурную погоду или на очень длин- ныхъ перегонахъ. Въ кережку впрягается или, вернее, къ ней привязывается веревкою, идущею отъ надетаго на шею хомутика, всегда только одпнъ олень; въ кережке можно ехать только одному и самому надо править оленемъ, что требуетъ некоторой снаровки и самого терпеливаго и крот- каго обращешя съ оленемъ, бить котораго совершенно безпо- лезно н никогда въ Лапландш не допускается. Управляются олени всегда одной возжей и погоняются длинною двухса­ женною палкою (хорей). Въ балокъ и санки впрягается пара, тройка и далее четверня оленей. Картина оленьяго поезда или „райды“ следующая: вещи укладываются и увязываются въ кережки; все становятся у своихъ оленей, крепко намо- тавъ на правую руку возжу, п ждутъ, когда тронется пе- реднш лопарь-проводникъ, райнпкъ. Райникъ вскочилъ въ кережку и полетелъ впередъ. За нимъ вскачь стремглавъ бросаются остальные олени. Перегоняя другъ друга, несутся олени, стараясь изъ всехъ силъ догнать своего передняго товарища u неразбирая ни камней, ни кручъ, ни выбопнъ. Съ обеихъ сторонъ надъ ухомъ путника слышится свистящш хранъ, мелькаютъ разинутыя морды, болтаются окровавлен­ ные языки, черные глаза горятъ дпкимъ огонькомъ. Въ этой сумятице роговъ, въ вихре летящаго изъ подъ копытъ и залепляющаго глаза снега несется райда две, три версты, пока не вылетитъ изъ лесу на полянку или на просторъ озера, где райникъ вдругъ сворачпваетъ своего оленя въ сторону, выскакиваетъ изъ кережки и втыкаетъ въ снегъ свой хорей — знакъ остановки. Происходить еще большая путаница. Разбежавнпяся санки п кережки бьютъ оленей по ногамъ, те прыгаютъ, бросаются въ сторону, наконецъ оста­ навливаются и жадно хватаютъ снегъ. Далее олени бегутъ уже обыкновенной мерной рысью одинъ за другимъ, вере­ ницей, тяжело дыша и высунувъ языки, какъ собаки. Черезъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz