Третий год колонизационной работы Мурманской железной дороги: отчётный сборник колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1925-26 год / Мурм. ж. д., колонизац. отд . – Ленинград : Издание Правления Мурманской железной дороги, 1927. – 212 с., фот., табл., 4 л. карт.

В настоящее время молочный скот кормится, главным образом, сеном, со ­ бранным на небольших лужках, расположенных около домов, или сеном, со­ бранным с осоковых болот. Большим подспорьем при кормлении молочного скота служат сушеные тресковые головы, которыми запасаются в летнее время. Перед дачей тресковых голов их варят и в разваренном виде задают в корм. В некоторых случаях зимой коров кормят даже распаренными водорослями— фукусами, которые имеются на побережье в громадном количестве. Заготовление рыбьих голов для скота в настоящее время производится очень примитивно. Головы сохнут на открытом воздухе, мокнут под дождем, загнивают: в них заводятся черви. На сушку идет лишь незначительное коли­ чество отбросов рыбных промыслов, главная же масса их выкидывается. Рацио­ нальное использование отбросов рыбной промышленности, искусственная сушка голов, и превращение последних в рыбную муку может обеспечить район своим концентрированным кормом и даже даст возможность этот продукт вывозить в другие места. При условии развития молочного хозяйства и наличия рыбных кормов, попутной отраслью хозяйства может явиться свиноводство. Не исключена возможность также развития огородничества. Главное внимание должно быть обращено на культуру луговых растений. Ниже дано краткое описание наиболее пригодных для заселения участков. На многих из них уже существуют поселения в виде одного, двух, иногда бо­ лее домов, но доселение при условии мелиорации прилегающих болот и уре ­ гулирования землепользования уже осевшего населения - возможно. На восточ­ ном берегу залива может быть образовано больше хозяйств, чем на западном. Общая емкость обследованного района—до 125 переселенческих хозяйств при наделении 5—6 гектаров годной для использования (после подготовки) земли. Точное определение емкости возможно лишь после производства мелиоратив­ ных изысканий. Описание участков. Участок № 1. Берег залива между мысом Еловым и Дровяным. На общем фоне каменисто-песчано-и супесчано-подзолистых почв встреча­ ются отдельные небольшие участки с торфяно-каменистой почвой. Местами по ложбинкам нередко можно встретить слабооподзоленные суглинки, которые почти всегда сверху несколько заболочены. Участки с суглинистой почвой не велики. Берег местами довольно пологий (склон 10-15°). Между мысом Еловым и Кора­ бельным камнем почва (первая т е р р а с а ) -н е очень каменистая. Весь склон бере­ га и береговые террасы, из которых 4 или 5 поросли березняком, местами за бо ­ лочены. На почвах мало каменистых и суглинистых возможна раскорчевка с пре­ вращением расчисток в лужки. На верхней террасе, вблизи Дровяного, расположено довольно большое сфагновое болото с сосной; торф слабо разложившийся, и использовать болото трудно. Здесь лучше использовать сначала участки на пологих местах, выбирая площади с почвой менее каменистой и суглинистой. Березняки могут служить вы- foHOM, хотя травяной покров их не отличается здесь хорошим качеством. Пресной водой участок может быть обеспечен из ручьев, стекающих с болота. Ряд вдаю­ щихся в залив кос образует бухточки, защищенные от ветров и годные для при­ чала мелких рыбачьих судов. 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz