Третий год колонизационной работы Мурманской железной дороги: отчётный сборник колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1925-26 год / Мурм. ж. д., колонизац. отд . – Ленинград : Издание Правления Мурманской железной дороги, 1927. – 212 с., фот., табл., 4 л. карт.

В реку Колу, вследствие значительного подъема ее русла, прилив не захо­ дит. Отливное течение распространяется по заливу с неодинаковой скоростью. Наибольшая скорость отлива в устье р. Туломы и в узких местах залива. Вы­ сота прилива, или его амплитуда для всего Кольского залива одинаковая, от 1,8 м. до 3,4 метра. Большое количество ручьев и речек стекают с возвышенных берегов в залив. У начала залива в него впадают реки Тулома и Кола. Река Тулома значи­ тельно мощнее Колы, долина ее хорошо развита. Свое начало она берет из Нот-озера. Река Кола меньших размеров; вытекает она из целой системы озер. Реки Лавна и Роста впадают в залив одна против другой в двух километрах южнее мысов Мишукова и Пинагория. Обе эти реки небольшие, порожистые и берут свое начало из ряда озерков и болот. Побережье Кольского залива. Водопад на р. Средней. Из рек, впадающих по восточному берегу залива, заслуживают внимания реки: Средняя, Малая и Большая Тюва. Реки э т и - о ч е н ь порожисты. Речка Средняя вытекает из озера и низвергается живописным водопадом в вершину губы Средней. Многочисленные ручьи снабжают побережье Кольской губы пресной водой хорошего качества. Все они берут начало из озер или из болот. Многие^из них протекают по хорошо развитым долинам древних рек или языков глетчера. Наиболее крупные из них речка Кулонга, ручей Глубокий и др. Все ручьи и мелкие речки порожисты и в весеннее время настолько ^разливаются, что не всегда можно перейти через них вброд и устоять на ногах в их бурном потоке. После дождей также заметно весьма значительное увеличение расхода воды в ручьях. Благодаря рельефу местности вода в значительной степени сразу же 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz