Третий год колонизационной работы Мурманской железной дороги: отчётный сборник колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1925-26 год / Мурм. ж. д., колонизац. отд . – Ленинград : Издание Правления Мурманской железной дороги, 1927. – 212 с., фот., табл., 4 л. карт.

гнейса. К северу от Хлебной Пахты преобладают серые гранито-гнейсы и ме­ стами серые и красные граниты. Местами встречаются выходы диабазов, квар­ цевых диоритов, диабазовых порфиритов. Пегматитовые жилы, иногда очень мощные, прорезывают основную породу. Из полезных ископаемых необходимо указать на огромные запасы камен­ ных строительных материалов гранитов и гранито-гнейсов, кирпичную глину зеле­ новатого цвета, выходящую на поверхность во многих местах по заливу; в устье р. Колы у уреза воды, у г. Мурманска, в устье р. Лавны, где есть кирпичный з а ­ вод, в районе губ Тюва и Б. Волоковой. Пласт, вероятно, той же глины просле­ живается на юг до ст. Шонгуй и на большое расстояние вверх по р. Туломе. Некоторое значение имеют также скопления ракушечника, могущего приго­ диться при культуре болот (известь). Гидрология. Кольский залив представляет собой фиорд, врезывающийся на 58 километров вглубь материка в общем направлении с севера на юг. З а ­ лив имеет на своем протяжении три поворота, образуя три колена—север­ ное, среднее и южное. Кольский залив лежит между 69°18' и 68°54' северной широты; самая западная точка лежит под 33 0' восточной долготы от Гринвича, а самая восточная под 33 38' той же долготы. Северное колено залива шире и достигает при устье 6,4 клм. В районе Ллександровска ширина залива—от 3 до 3,5 клм. Глубина доходит до 425 мет­ ров. Длина северного колена 17 клм. Среднее колено имеет длину 24 клм., при ширине от 3,7 до 1,3 клм. Южное колено залива значительно уже; ширина его 1—1,7 клм., длина 17 клм. Глубины не превышают 6 4—50 м., но большей частью значительно меньше. Изрезанный берег залива образует массу маленьких и больших, до 3—4 клм., вдающихся в материк бухт и губ, причем восточный берег залива значительно более изрезан. Берега северного и среднего колена большей частью скалисты и утесисты, имеют суровый вид и часто круто падают в воду. Осыхающая при отливе по­ лоса узка и встречается только местами. Южное колено отличается меньшей изрезанностью и более пологими бе ­ регами. Здесь редко встречаются утесистые, скалистые берега, единственным примером которых является так называемая Абрам-пахта, скалы которой обры­ ваются в залив против города Мурманска. Полоса отлива берега Кольского з а ­ лива и его бухт состоит из песка или скопления валунов, поросших скользкими пузырчатыми водорослями Fucus. Осыхающая полоса в бухтах и губах достигает большой ширины; ровная или слегка волнистая поверхность ее имеет очень не­ значительный уклон и часто бывает ограждена по урезу убылой воды некото­ рым возвышением с грядою валунов (второй береговой вал). Непосредственно за отливною полосою дно губы обыкновенно имеет резкий уклон вглубь. Приливы и отливы имеют большое значение при выборе мест для устрой­ ства рыбацких поселков. Нередко, чтобы войти в какую нибудь бухту или выехать на лов, рыбаку приходится выжидать прилива или отлива. Приливо-отливные течения в значительной степени способствуют передвижению на рыбацких су­ дах по Кольскому заливу- Входя в Кольский залив из океана, приливная волна очень быстро распро­ страняется до мыса Великого и входит во все боковые губы северного колена. Далее, поступая в южное колено залива, волна начинает запаздывать, до­ стигая мыса Базисного позже вступления из океана в залив на 18 минут, мыса Дровяного на полчаса и вершины залива на 54 минуты. Далее приливная волна протекает на несколько верст (до четырех) вверх по реке Туломе, 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz