Третий год колонизационной работы Мурманской железной дороги: отчётный сборник колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1925-26 год / Мурм. ж. д., колонизац. отд . – Ленинград : Издание Правления Мурманской железной дороги, 1927. – 212 с., фот., табл., 4 л. карт.

В силу исключительно благоприятного регупирования стока мощными ре ­ зервуарами о з ер—(Выгозеро площ. 547 кв клм. и Сегозеро площ. 750,2 кв. клм.) коэффициент использования установленной мощности очень высок (83%), и средняя годовая мощность составляет 50.600 л. с. Водослив плотины проектирован из двух пролетов по 35,5 м., с вальцовыми затворами, с расчетом пропуска 1200 кб. м/сек. Для пропуска сплавного леса проектирован бревно-спуск, с расчетом на про­ пуск 250.000 бревен в месяц, а для прохода рыбы—рыбоход. При намеченном подпоре произойдет повышение горизонта части р. Выг, лежащей выше Шаваньских порогов (Воицкое озеро), и затопление прилегающе­ го участка полотна Мурм. ж. д., почему проектом предусматривается относ этого участка железной дороги длиною 4685 м., стоимость чего включена в смету работ. Общая стоимость выполнения всех работ, включая все оборудование и устройство рабочего поселка, определяется сметой в 17.574.000 р. Средняя годовая выработка энергии составляет 310 милл. киловаттчасов. Для расчета стоимости энергии эта величина из осторожности уменьшена на 10%, т. е. до 280 милл. клв. час., причем стоимость энергии определяется (при условных б°/о на затраченный капитал) в 0,47 коп. (червонных) за ки- ловаттчас. Такой результат должен считаться исключительно благоприятным, и впол­ не обеспечивающим возможность постановки здесь алюминиевого производ­ ства, требующего энергии не дороже 0,50 коп. золотых за клв. час, и с этой ценой на севере могла бы равняться лишь стоимость энергии более отдален­ ных установок на р. Кеми или Ковде, а в других районах ССР—на Днепро- строе, при условиях полного использования мощности Днепра и полной загруз­ ки установки. Общий результат проектировки дал основания Севзапэкосо включить Над- воицко-Шаваньскую установку в генеральный план Сев. Зап. Области в проек­ те организации алюминиевого производства; осуществление этого будет иметь огромное значение в деле промышленного укрепления колонизуемого района. Оз. Выгозеро, одно из самых б Ироект чугуно-ли- л а с т и—рудоносно; по разведкам инж. Лебедзинского, сде- гиного завода в ланным в 90-х годах прошлого столетия, запас озерной районе Выгозера. _ г „ железной руды, залегающей в прибережных местах озера, составляет около 70Э милл. пудов с содержанием железа около 40—42°/0. Возможность получения местного чугуна в пределах С. 3. Области имеет большое значение для Ленинградской промышленности и для Онежского з аво ­ да, а с другой стороны осуществление этого в районе Выгозера в связи с ис­ пользованием дровяной древесины имело бы крупное значение для промыш­ ленной колонизации района и по условиям транспорта являлось бы предпоч­ тительным перед другими проектами организации выплавки чугуна в Сев. Зап. Области. По поручению Колонизационного Отдела в отчетном году инж. Д. С. Ле- витским были составлены ориентировочные подсчеты относительно организации на Выге чугунолитейного производства в разных вариантах, которые затем, по поручению Севзапэкосо и ЦСНХ ДКССР, были даны на отзыв проф. В. Н. Ли­ пина и проф. М Д. Павлова, подтвердивших данные инж. Левитского в отно­ шении возможной стоимости чугуна. Из разных вариантов организации завода должен быть предпочтен вариант комбинированного производства, при котором нужное количество древесины под- 41 — " р о с с и й с к а я "1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ I б и б л и о т е к а __]

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz