Третий год колонизационной работы Мурманской железной дороги: отчётный сборник колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1925-26 год / Мурм. ж. д., колонизац. отд . – Ленинград : Издание Правления Мурманской железной дороги, 1927. – 212 с., фот., табл., 4 л. карт.
своей жизни на участках переселенцы ютятся в временных жилищах, часто от кладывая постройку дома на довольно значительный срок. Наоборот, в районах промышленной колонизации первой работой переселенца должна быть построй ка постоянного дома; лишь окончив постройку дома и обеспечив себя промы словыми заработками, переселенец может начать затрачивать силы и средства на постепенное освоение земельного надела. Ко времени обследования 64% всех обследованных переселенческих семей, считая в том числе и водворенных в отчетном году, были обеспечены постоян ными законченными домами; у 22,9% семей дома находились в постройке, 60% —заготовляли материал и только 7,1 % семей не приступили еще к постройке постоянных домов, проживая во временных жилищах или в тех помещениях, где они жили до водворения. Из числа переселенческих семей, хозяйствующих на участках 2 года и более, в своих постоянных законченных домах жило 90,7%. Стоимость постройки дома, не считая корневой стоимости леса, который переселенцы заготовляют по бесплатным лесорубочным билетам, по данным обследования в среднем определяется в 1.095 рублей; при этом, свыше 68% до мов обошлись не менее 800 рублей каждый. В стоимости постройки домов наблюдается характерное различие по типу поселков: в поселках пристанционно-промышленного типа, т. е. таких, которые по характеру приближаются к городским поселениям, где занятия переселен цев связаны, главным образом, с железной дорогой и промышленными предприя тиями (Медвежья Гора, Кандалакша, поселок у гор. Мурманска), стоимость дома выражается в среднем в 1.335 рублей; во всех прочих поселках эта сумма па дает до 1.057 рублей. Хозяйственными постройками ко времени обследования было обеспечено 77,6% семей, имеющих постоянные дома, причем в пристанционно-промышлен- ных поселках этот процент понижается до 65,6, а во всех остальных —доходит до 87,5. Обеспеченность крупным скотом в поселках пристанционно-промышленного типа значительно ниже, чем в остальных поселках, где работа по заготовке ле са, извоз и сельское хозяйство имеют большее значение, чем в поселках пер вой группы. В среднем из всех обследованных хозяйств крупный скот (коровы и лошади) имели 48,6%, причем в пристанционно-промышленных пос елк ах - 30,1% и в остальных—65,4% хозяйств. Только мелкий скот имели 18,5 % хозяйств и совсем еще не имели скота 32,9% всех обследованных хозяйств, считая в том числе и те, которые ко времени обследования только что начали устраиваться на участках. В среднем на одно переселенческое хозяйство по всему колониза ционному отводу приходится 0,93 головы скота в переводе на крупный; в по селках пристанционно-промышленных—0,50 и во всех остальных 1,43 головы. Переселенцы на колонизационном отводе Мурманской дороги переживают первую стадию своего устройства на новых местах; ко времени производства обследования ни одно хозяйство еще не просуществовало полных трех лет, тог да как для развития переселенческого хозяйства даже в значительно лучших природных условиях требуется во всяком случае не меньше 5 лет. Это сказалось, между прочим, и на занятиях переселенцев, которые в боль шинстве не специализировались еще на каких-либо определенных отраслях про мыслов, а ведут комбинированное хозяйство, получая заработок от самых раз нообразных занятий. 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz