Третий год колонизационной работы Мурманской железной дороги: отчётный сборник колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1925-26 год / Мурм. ж. д., колонизац. отд . – Ленинград : Издание Правления Мурманской железной дороги, 1927. – 212 с., фот., табл., 4 л. карт.

Ганкмо получается вполне достаточное для посева, почему в Финляндии такая борона является, можно сказать, единственным орудием, применяемым в первые годы культуры болота. В Германии для обработки болотных почв построены фрез-машины с дви­ гателями внутреннего сгорания; Шведское Общество культуры болот также с успехом применяет фрез-машины при обработке своих опытных полей в север­ ной Швеции. Фрез-машины, по сравнению с Ганкмо, а равно и с плугом, дают более совершенную обработку торфяно-болотной почвы, особенно, когда верхний слой представляет собой слабо разложившийся торф, почему применение фрез-ма- шины сокращает срок предварительной культуры и тем ускоряет получение многолетнего луга. Это обстоятельство чрезвычайно важно в экономике налаживающегося хо­ зяйства переселенца, так как, чем • скорее ему удастся превратить осушаемые участки болота в многолетний луг, тем быстрее будет происходить освоение бо ­ лотных массивов и тем прочнее будет приживаемость переселенцев. По всем этим соображениям Колонизационный Отдел остановился на мысли приобрести для обработки болот фрез-машину—на первых порах 8 сил фирмы Сименс-Шуккерта. Однако, фрез-машину удалось получить из Германии лишь осенью и работать ею на осушенных болотах на переселенческих землях в от­ четном году не удалось. При испытании в агробазе „Ильич" (у ст. Оять) на аллювиальных заболо­ ченных почвах, впервые распаханных весною 1926 года и засеянных овсом на сено,—фрез-машина показала производительность до 1 гектара за восьмичасо­ вой рабочий день при глубине разрыхления почвы до 4,5 вершков. При обра ­ ботке такой же почвы, но целинной, никогда не пахавшейся, фрез-машина могла разрыхлять почву на 1—2 вершка, раздирая дернину на мельчайшие кусочки. При повторной обработке фрез-машина легко разрыхляла почву уже на глу­ бину до 4,5 вершков. К началу полевых работ из орудий обработки почвы имелись только швед­ ская лапчатая борона, три плуга (два Фискарса № 10 и один шведский для лесных и каменистых почв) и борона Рандаля. Несмотря на некоторые конструктивные недостатки, шведская лапчатая борона в первый период работы сослужила большую службу, являясь в это время единственным орудием, способным разрывать моховой покров и разби­ вать моховые кочки. Убедившись в невозможности получения фрез-машины к началу полевых работ, приняты были меры к приобретению борон Ганкмо или Васси, что было далеко не легко, так как таких борон в учреждениях, снабжающих сельское хозяйство машинами, не имеется. С большим трудом удалось приобрести 3 бороны Ганкмо (в том числе одну на условиях аренды), при чем первая борона Ганкмо была получена на месте работ 20 июля, а последние две к концу августа. Суровая зима 1925-26 года сильно сковала болота, а поздняя весна замед­ лила процесс оттаивания их, почему мерзлота под моховыми кочками в неко­ торых случаях наблюдалась даже в начале июля. Промерзшие кочки плохо поддаются разбивке, почему к обработке сильно кочковатых участков болота возможно было приступить только во второй по­ ловине июня. К обработке участков, менее кочковатых и хотя бы слегка обож­ женных осенью, можно было приступить уже 8—9 июня. Работу осложняло 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz