Третий год колонизационной работы Мурманской железной дороги: отчётный сборник колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1925-26 год / Мурм. ж. д., колонизац. отд . – Ленинград : Издание Правления Мурманской железной дороги, 1927. – 212 с., фот., табл., 4 л. карт.

Напоров и величину расчетного напора для турбин установки. Для этой цели необходимо иметь прежде всего кривую расходов для нижнего бьефа установки Шаваньского озера. К сожалению, в этом пункте реки никогда не было водомерного поста. Лишь во время дополнительных изысканий Г. С. В. Бюро летом 1926 г. удалось поставить наблюдения на временном водомерном посту в оз. Шавань и связать этот пост с основным постом у Надвоиц. Полученная таким путем прибли­ женная кривая расходов и легла э основу учета колебаний нижнего бьефа установки. Для определения напоров—нетто у станции необходимо было учесть потери напора, как в верхнем бьефе на пути от Выгозера до плотины, так и в нижнем—в подводящем канале. Не останавливаясь на подробностях этой работы, можно указать лишь, что в результате была получена кривая изменений напоров по продолжительности за 12-ти летний период (кроме 1919 года), от­ несенная к приведенному расходу 200 кб. м/сек. Предельные значения напора получились: Н min=23,33 . и и Н гпах=26,77л/. Средний напор Н ср=25,02 м обеспечен в течение 56% времени. Колебания напора относительно среднего равны около+1 ,5 м. или в про­ центах около 6%. За расчетную величину напора принято было таким образом Н=25,0 м. Установленная мощность при этом получается (при коэффициенте полез­ ного действия турбин=0,90): N=1000.200.25. =60.000 л. с. /э Мощность эта была разбита на четыре единицы по 15.000 л. с. Принятое число аггрегатов —ч е ты р е—может показаться недостаточным. Для районной централи было бы правильнее принять 5 или 6 аггрегатов. В нашем случае для установки, работающей исключительно на алюминиевый завод, —4 аггрегата вполне достаточны. При таком числе кратковременное выпадение одной машины может быть возмещено перегрузкой остальных трех. При долго­ временной же остановке одного аггрегата останавливается соответствующая часть завода без особых убытков предприятию; таким образом отпадает надоб­ ность в резервном аггрегате. Установленные 4 аггрегата работают к тому же не более 11 месяцев в году, так как по особенностям производства предприятие должно быть каждый год остановлено на месяц для капитального ремонте заводского оборудования. Выше был определен средний коэффициент использования установленное мощности за 13-ти летний период к=86 ,3%—т. е. каждая турбина в среднеу стоит 57 дней в году. Этих остановок вполне достаточно для текущего ремонте аггрегатов и подводных частей здания. В виду довольно значительного напора, быстроходность турбин, в целях предотвращения так называемых кавитаций, принята не слишком высокой, а именно коэфф. быстроходности ns оо 330, что соответствует числу оборотоЕ п оо 150 оборотов в минуту. Схема аггрегата принята вертикальная при одноколесной турбине, как дающая наивысшЙй коэффициент полезного действия. Расположение турбинь над нижним бьефом принято довольно низкое для предотвращения кавитацион­ ных явлений, возможных в случае большой высоты всасывания при данном напоре и быстроходности. При нормальной отметке нижнего бьефа 59,14 м. и наинисшей 58,62 м. отметка срединной плоскости направляющего аппарата 205

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz