Третий год колонизационной работы Мурманской железной дороги: отчётный сборник колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1925-26 год / Мурм. ж. д., колонизац. отд . – Ленинград : Издание Правления Мурманской железной дороги, 1927. – 212 с., фот., табл., 4 л. карт.

5) Коэффициент использования установленной на станции мощности №=86,3%. Из общего притока 75.10'' кб. м. общая сумма сбросов мимо станции выразилась в 4850.10° кб. м., из коих 440.10° кб. м .—летние сбросы для целей сплава, судоходства и рыбохода. Остальные сбросы-весенние; наибольший сброс 2370.10° кб. м. пришелся на 1924 г. Все эти выводы получены в предположении, что станция будет обслуживать исключительно алюминиевое производство крупного масштаба с равномерным графиком нагрузки. Из вышеизложенного ясно, насколько выгодно используется на Шавань- ской -установке сток реки и установленная мощность. Столь высокие коэффи­ циенты использования совершенно не достижимы для районных централей других областей СССР. Основным заданием для описываемого проекта было Схема сооруж ений использование всего падения Воицкого падуна и Шавань- Шаваньскои одно- ских ПОрОГОВ в одной ступени. Соответственно с этим плотиннои уста- г ] новки расположение силовои станции диктовалось заранее у подошвы Шаваньских порогов в районе озера Шавань. Гораздо сложнее обстоял вопрос с расположением плотины. Совершенно естественным было, конечно, принять, что плотина должна быть одновременно и водоподпорной и регулирующей, т. е. она должна под­ пирать озеро Выгозеро, превращая его в регулирующее водохранилище. Это требование влечет значительную высоту и длину плотины и большие затоп­ ления ниже оз. Воицкого, в том случае, если плотина располагается в районе Шаваньского острова. Избежать указанных неудобств можно при расположении плотины у истока реки из оз. Воицкого, с подведением воды к станции трех­ верстным каналом. Вариант этот рассматривался достаточно подробно, и ока ­ зался, как по первоначальным затратам, так и в эксплоатации гораздо невы­ годнее первого. Таким образом оставалось наметить места отдельных соору­ жений лишь в пределах Шаваньского острова. Здесь с первого взгляда как будто напрашивается схема с напорным трубопроводом при размещении стан­ ции и плотины у противоположных концов острова. Однако, ближайшее изу­ чение вопроса показало выгодность полного отказа от трубопровода, с заменой его отводящим каналом длиною до 600 м.. при расположении станции в створе плотины. Таким образом вся установка получила типичный низконапорный облик, с полузакрытым подводом воды к турбинам бетонными галлереями. Естественно было при этом расположить станцию в самом низком пункте по продольному профилю плотины, водослив же наоборот на высоких отметках. Ось плотины намечена в соответствии с планом залегания скалы так, чтобы получился возможно меньший об'ем работ по плотине станции и отводя­ щему каналу. На прилагаемом снимке чертежа видно взаимное расположение отдельных сооружений. „ Указанное выше расположение плотины было наме- <~иловая станция. , чено до расчета по выбору об ема и предельной отметки водохранилища. В этот расчет как раз и вошли варианты разной высоты на указанном створе. Таким образом отметка гребня плотины тесно связывается с размерами водохранилища. По выборе об'ема водохранилища был составлен план работы станции в отношении расходов. Следующей задачей было установить характер колебания 203

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz