Третий год колонизационной работы Мурманской железной дороги: отчётный сборник колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1925-26 год / Мурм. ж. д., колонизац. отд . – Ленинград : Издание Правления Мурманской железной дороги, 1927. – 212 с., фот., табл., 4 л. карт.

4. Беломорско-Балтийский водный путь. Первый проект Беломорско-Балтийского водного пути был составлен М. П. С. на основе изысканий Инж. Здзярского в 1889 году, по так называемому восточному варианту через реку Телекинскую. В 1915 г. проект был пере­ составлен по западному варианту через Сегозеро. Наконец, уже при Советской Власти в 1919 г. были заново эскизно запроектированы оба варианта, при чем сметы по ним оказались примерно одинаковыми, вылившись в значительных суммах, около 140 милл. рублей по довоенным ценам; в то же время народно­ хозяйственное значение этого пути является спорным. Сами по себе географи­ ческое положение его и возможный район тяготения вряд ли могут обеспечить для него большой грузооборот. Водный путь этот должен быть, видимо, постав­ лен в последнюю очередь, после выполнения важнейших магистралей, как Волга—Дон и др. Народно-хозяйственное значение р. Выга и его притоков лежит безусловно в использовании их водной энергии. Лишь после осуществления полной электри­ фикации р. р. Выга и Сегежи можно будет говорить о создании здесь водного пути, но во всяком случае нельзя не отметить, что электрификация Выга и устройство на нем плотин уже явится составной частью проекта водного пути и соответственно удешевит возможное осуществление проекта в будущем. 5. Описание проекта одноплотинной Шаваньской установки. Для составления плана регулирования стока из озера Регулирование Выгозеро и для установления расчетного расхода Шавань- стока озерами . „ J - скои гидро-электрич. установки было произведено исследо­ вание естестественного режима р. р. Н. Выга и Сегежи за период с 1913 по 1926 г. В основу исследования были положены данные непосредственных изме­ рений расходов и наблюдений горизонтов по 7-ми водомерным постам на Выге и Сегеже. Кривая расходов для р. Выг у Надвоиц была вычислена по способу наи­ меньших квадратов по 24 расходам, замеренным Гидрометрической станцией в 1917 г. Уравнение кривой: q=49 ,385 h2-{-lV,872 h—9,14, где q—расход в куб. м./сек. h— горизонт в м. по Надвоицкому вод. посту над отметкой 81,075 м., в абсолютных отметках над уровнем Белого моря, фиксированных нивеллировкой в 1913 году. Для р. Сегежи не удалось получить достаточно точной кривой расходов, за отсутствием систематических измерений на ней. Имелось лишь 4 расхода( замеренных в разное время в разных пунктах р. Сегежи. По ним, путем некото­ рых теоретических допущений, удалось построить вероятную кривую расходов в истоке из Сегозера, отнесенную к горизонтам последнего. Из водомерных постов, подвергшихся обработке, ни один не давал сплошной цепи наблюдений за исследуемый период. Для заполнения пробелов были поэтому построены кривые связи между постами по средним пятиднев­ ным горизонтам за периоды, общие двум связуемым постам. Кривые связи со­ ставили две независимые группы: 200

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz