Третий год колонизационной работы Мурманской железной дороги: отчётный сборник колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1925-26 год / Мурм. ж. д., колонизац. отд . – Ленинград : Издание Правления Мурманской железной дороги, 1927. – 212 с., фот., табл., 4 л. карт.
4. Беломорско-Балтийский водный путь. Первый проект Беломорско-Балтийского водного пути был составлен М. П. С. на основе изысканий Инж. Здзярского в 1889 году, по так называемому восточному варианту через реку Телекинскую. В 1915 г. проект был пере составлен по западному варианту через Сегозеро. Наконец, уже при Советской Власти в 1919 г. были заново эскизно запроектированы оба варианта, при чем сметы по ним оказались примерно одинаковыми, вылившись в значительных суммах, около 140 милл. рублей по довоенным ценам; в то же время народно хозяйственное значение этого пути является спорным. Сами по себе географи ческое положение его и возможный район тяготения вряд ли могут обеспечить для него большой грузооборот. Водный путь этот должен быть, видимо, постав лен в последнюю очередь, после выполнения важнейших магистралей, как Волга—Дон и др. Народно-хозяйственное значение р. Выга и его притоков лежит безусловно в использовании их водной энергии. Лишь после осуществления полной электри фикации р. р. Выга и Сегежи можно будет говорить о создании здесь водного пути, но во всяком случае нельзя не отметить, что электрификация Выга и устройство на нем плотин уже явится составной частью проекта водного пути и соответственно удешевит возможное осуществление проекта в будущем. 5. Описание проекта одноплотинной Шаваньской установки. Для составления плана регулирования стока из озера Регулирование Выгозеро и для установления расчетного расхода Шавань- стока озерами . „ J - скои гидро-электрич. установки было произведено исследо вание естестественного режима р. р. Н. Выга и Сегежи за период с 1913 по 1926 г. В основу исследования были положены данные непосредственных изме рений расходов и наблюдений горизонтов по 7-ми водомерным постам на Выге и Сегеже. Кривая расходов для р. Выг у Надвоиц была вычислена по способу наи меньших квадратов по 24 расходам, замеренным Гидрометрической станцией в 1917 г. Уравнение кривой: q=49 ,385 h2-{-lV,872 h—9,14, где q—расход в куб. м./сек. h— горизонт в м. по Надвоицкому вод. посту над отметкой 81,075 м., в абсолютных отметках над уровнем Белого моря, фиксированных нивеллировкой в 1913 году. Для р. Сегежи не удалось получить достаточно точной кривой расходов, за отсутствием систематических измерений на ней. Имелось лишь 4 расхода( замеренных в разное время в разных пунктах р. Сегежи. По ним, путем некото рых теоретических допущений, удалось построить вероятную кривую расходов в истоке из Сегозера, отнесенную к горизонтам последнего. Из водомерных постов, подвергшихся обработке, ни один не давал сплошной цепи наблюдений за исследуемый период. Для заполнения пробелов были поэтому построены кривые связи между постами по средним пятиднев ным горизонтам за периоды, общие двум связуемым постам. Кривые связи со ставили две независимые группы: 200
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz