Третий год колонизационной работы Мурманской железной дороги: отчётный сборник колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1925-26 год / Мурм. ж. д., колонизац. отд . – Ленинград : Издание Правления Мурманской железной дороги, 1927. – 212 с., фот., табл., 4 л. карт.
Для полноты характеристики реки необходимо указать на обилие озер, группами или равномерно распределенных по бассейну. Общее число озер в бассейне р. Выг свыше 125, с общею площадью з ер кала около 2.600 кв. клм. (около 12,0% от площади бассейна). Наиболее крупные из них: оз. Сегозеро имеет площадь зеркала 750,2 кв. клм. и площадь бассейна 3.618 кв. клм. (13,9%), оз. Выгозеро—площадь з ер кала 547 кв. клм. и площадь бассейна 9.373 кв. клм. (36,1%). Воспринимая сток весенних паводков или осенних дождей, озера в значи тельной степени задерживают их отдачу реке и тем самым выравнивают ее р е жим и характер стока. 2. Исследование р. Выг и е е системы. Если исключить первые исследования, начиная с времен Петра 1, имеющие лишь исторический интерес, то за начало серьезного изучения реки следует признать 1887 год, когда по распоряжению М. П. С. (Уп. Вн. Вод. Путей), в свя зи с проектом Беломорско-Онежского водного пути, инженером Здзярским бы ло приступлено к широким планомерным исследованиям. Семки 1887-88 г. г., в значительной мере сохранившие- Топоі рафические ся настоящего времени, состояли из продольной нивел- исследования . „ , лировки, проложения теодолитной магистрали и с емки по перечниками с промером русла, давшие как плановые, так и высотные харак теристики русла и узкой полосы берегов, в пределах их бровок. Соответственно двум вариантам направления водного пути с'емки произво дились в двух направлениях и захватили следующие элементы: Восточный вариант. Семкою освещены р. В. Выг, западная часть Выгозера (без с'емки всего озера), р. Телекинка, водораздельный участок с входящими в него озерами и р. Повенчанка. Западный вариант. В этом направлении были исследованы р. Н. Выг, р. Сегежа и западнаі часть Сегозера (без с'емки озера), водораздел р. Остер с озером Остер и р. Кумса. Материалы исследований, за исключением продольных профилей р. Выг и р. Телекинки, весьма удовлетворительны, но имеют скорее плановой характер и недостаточно обрисовывают долину реки. Для целей проектирования гидро электрических установок этот материал требует значительного пополнения, не только в отношении увеличения площади с'емки долины реки : но, главным об разом, в отношении сплошной с'емки относящихся сюда озер. В последующие годы были произведены повторные изыскания на отдель ных участках, так: 1) по р. Выгу в 1913 г. Упр. Вн. Вод. Путей была произведена пове ная двойная нивеллировка и детальная мензульно-тахеометрическая с'емка по Инструкции № 1 участков сосредоточенного падения (масшт. 10 с.=0,01 саж.); 2. по р. Сегеже в 1912 г. произведена маршрутно-рекогносцировочная ка (инж. Преженцовым) и в 1915 г.—мензульно-тахеометрическая в масшт. 50 с. —0,01 с. (Инж. В. Никольским); 3) по р. Н. Выг—в 1926 г. Государственным Северным Водным Бюр заданию Ц. С. Н. X. Карреспублики и Правления Мурманской жел. дороги испол 194
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz