Третий год колонизационной работы Мурманской железной дороги: отчётный сборник колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1925-26 год / Мурм. ж. д., колонизац. отд . – Ленинград : Издание Правления Мурманской железной дороги, 1927. – 212 с., фот., табл., 4 л. карт.

тич и техн. пом. Г. А. Александрова—продолжал гидрологические и почвенно­ геологические работы на оз. Б. Имандре. Иокостровским отрядом Экспедиции были произведены следующие работы: Г. Д. Рихтером произведена полуинструментальная с'емка оз. Иокостровской Имандры, площадью ок. 350 кв. клм., причем длина береговой линии оказалась около 300 клм. и длина береговой линии заснятых о-вов около 50 клм. Им же произведено геоморфологическое обследование береговой линии в связи с ко­ лебаниями уровня озера и собран материал по рельефу и геологии побережья озера. Г. М. Крепе произведено рекогносцировочное ботанико-географическое обследование побережья, причем главное внимание обращалось на луговые и болотные ассоциации, в связи с исЛользованием их, как сенокосных угодий. Ф. В. Крогиус вела ихтиологические и рыбо-промысловые исследования, неко­ торые гидрологические работы и, совместно с Г. А. Лебедевым, промеры глу­ бин озера. Ею произведено около 600 измерений главнейших промысловых рыб озера, собран Значительный материал к выяснению темпа роста, возраста и питания рыб, а также и материал по рыбным промыслам оз. Б. и Иок. Иман­ дры. Кроме указанных работ Ф. В. Крогиус и Г. А. Лебедев собирали матери­ ал по флоре и фауне озера, а также по планктону. Параллельно с этими р а ­ ботами было проделано 73 глубинных профиля через озеро, на основании кото­ рых составлена батиметрическая карта Иокостровской Имандры. Как по очертаниям, так и по рельефу побережья и дна, оз. Иокостровскую Имандру можно разделить на 2 части—западную—большую и восточную — меньшую (по линии Сытнырмарент—Кумужжий о-в—о-в Питкуль и губа Питкуль). Восточная часть озера и по очертаниям и по расположению глубин и возвы­ шенностей вполне подчиняется той же закономерности, которая была указана для Большой Имандры в предварительном отчете за 1925г., т. е. положительные и отри­ цательные элементы рельефа чередующимися дугами окружают Хибинский мас­ сив. В западной части эти элементы расположены почти в широтном направ­ лении, т. е. в главном направлении стержня озера. Наибольшие глубины в Иокостровской Имандре расположены вблизи проливов Княжой салмы (42 м.), соединяющей ее с Бабинской Имандрой, и Иокостровского (38 м.). Большие площади заняты глубинами 10-20 метр. Губы ж е —Тик-губа, Охтоканда и За- шеечная—в большей части имеют глубины до 5-10 метров. Береговая линия озера носит несомненные следы опускания (затопленные торфяники, размы­ вающая деятельность озера и пр.) в губах Воче-Ламбина, Железной и Охтокан­ да и следы поднятия в западной части озера (террасы и проч.). Промежуточ­ ные районы берега носят нейтральный характер. На Б. Имандре сотрудником Экспедиции С. Ф. Егоровым продолжалось начатое им в прошлом году детальное почвенно-геологическое и геоморфоло­ гическое обследование восточного и части западного побережья озера, сборы энтомологического и малакологического материала и материалов по распределе­ нию грунтов озера. Е. Н. Вукотич вела регулярные гидрологические попереч­ ные разрезы через озеро Б. Имандра в наиболее характерных его местах. Кроме того, велись наблюдения над суточным ходом гидрологических эле­ ментов, определялись расходы воды некоторых из притоков озера и детализи­ ровалась батиметрическая карта озера новыми линиями промеров. С. В. Егоро­ вым и Г. А. Александровым произведена с'емка оставшихся незаснятыми в прошлом году островов и таким образом батиметрическая карта озера Б. Иман­ дра считается нами законченной. 178

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz