Третий год колонизационной работы Мурманской железной дороги: отчётный сборник колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1925-26 год / Мурм. ж. д., колонизац. отд . – Ленинград : Издание Правления Мурманской железной дороги, 1927. – 212 с., фот., табл., 4 л. карт.

Общий обзор колонизационных работ за 1925-26 г. I. Метод и организация работы. 1925-26 год был третьим годом колонизационной работы Мурманской же ­ лезной дороги на основании „Положения о колонизации Карельско-Мурманского края", утвержденного СТО в мае 1923 года, Особый метод колонизационной работы, производящейся не на сметные ассигнования, а на доход от эксплоатации отведенной для этой цели террито­ рии, привлек в отчетном году усиленное внимание, как высших планирующих, так и научных учреждений Союза. В переживаемую эпоху страна стоит перед необходимостью втянуть в об ­ щий процесс индустриализации и рационализации хозяйства пустующие и эко­ номически отсталые окраины, а с другой стороны найти выход для избыточного труда из аграрно перенаселенных районов центра, чтобы дать возможность этим районам рационально перестроить свое хозяйство. Вместе с тем легко освояе- мого земельного фонда, приготовленного для хозяйствования человеком самой природой, осталось на всей территории Союза очень мало, и все переселение ближайшего десятилетия, проектируемое Наркомземом РСФСР в грандиозных, еще небывалых в русской действительности размерах, должно будет базировать­ ся на освоении таежных пространств и вообще земель, которые для их исполь­ зования должны быть подготовлены сложной и длительной мелиорацией. В самом обширном переселенческом районе Союза—в Сибири чисто зем­ ледельческой колонизации приходит конец. В дальнейшем, наряду с сельским хозяйством, существенную роль начинает играть промышленная и промысло­ вая колонизация и тем самым в числе колонизационных районов не на послед­ нем месте оказывается и север Европейской части Союза. В силу изложенного, методологическое значение колонизационных работ Мурманской дороги выходит за пределы интересов края и самой дороги, как опыт промышленной и промысловой колонизации, производящийся в исключи­ тельно трудных условиях полярного и приполярного края. Организация переселенческого дела и технические приемы работы в свое­ образных условиях крайнего севера представляют существенные отличия от спо­ собов работы, как до-военного сибирского переселения, так и от современной организации переселенческой работы в Поволжье, Сибири, на Дальнем Востоке и в других районах, где центр тяжести работы до сих пор лежал в з ем л ед ел ь ­ ческом освоении территории. Поэтому неоднократно уже высказывалась в со

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz