Третий год колонизационной работы Мурманской железной дороги: отчётный сборник колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1925-26 год / Мурм. ж. д., колонизац. отд . – Ленинград : Издание Правления Мурманской железной дороги, 1927. – 212 с., фот., табл., 4 л. карт.

Район водворения и место расположения хозяйств Число показаний В т 0 м ч и с л е : Число семей, работоспособные члены которых жили в крае до водворения Не жили в крае Менее 1 года От 1-го года до 2-х От 2-х до 4-х лет 4 года и более Всего % Число се­ мей % При раз'езде Шонгуй . . . . 5 — — 1 3 4 80,0 1 20,0 По реке Коле (перегон Шон- г у й -М у р м а н с к ) ................. и — 3 2 8 13 92,9 1 7,1 При городе Мурманске . . . 19 — 1 2 12 15 78,9 4 21,0 Итого по IV району . 96 -- 7 11 70 88 92,6 7 7,4 В с е г о . . 397 8 17 31 312 368 92,7 29 7,3 В том числе: В поселках пристанционно­ промышленных ................. 193 4 5 14 151 174 90,1 19 9,9 В остальных поселках . . . 204 4 12 17 161 194 95,1 10 4,9 Как видно из данных этой таблицы, 92,7% всех обследованных семей по­ селились на переселенческих участках после продолжительного пребывания целых семей или кого-либо из членов этих семей в пределах Карельско-Мурман­ ского края на заработках или на службе; часть этих переселенцев—уроженцы края. Пребывание переселенцев в крае до водворения можно рассматривать, как продолжительное ходачество, позволяющее переселенцам не только ознако­ миться с условиями жизни в крае, ной приспособиться к ним и, следовательно, отнестись вполне сознательно к вопросу об устройстве на переселенческих участках. Место первоначального выхода для таких переселенцев в отношении воз­ можности их устройства в Карельско-Мурманском крае почти уже не имеет значения. В настоящее время кадр проживающих в крае уроженцев других районов, желающих и могущих устроиться на переселенческих участках, почти уже исчерпан и в дальнейшем вопрос о подборе переселенцев из районов, схожих по природным условиям с колонизуемым районом, приобретет более актуальное значение. 42°/о всех переселенцев составляют уроженцы Карельско-Мурманского края. Из них Карелия дает 35,2°/0 всех засельщиков отеодэ. Огромные размеры края и оторванность его редкого разбросанного по территории населения от центров и путей сообщения вызывают у жителей края стремление переселиться ближе к железной дороге, в районы возникающей промышленности, где и заработки больше и существует большая возможность удовлетворить развивающиеся куль­ турные запросы и потребности. Этим способом получаются необходимые для возникновения и развития промышленности сгустки населения; преимущественное право уроженцев края из отдаленных районов устраиваться на колонизационном фонде Мурманской ж. д., как было уже указано, предусмотрено ст. 18-ой „Временных Правил о выполнении колонизационно-переселенческих мероприятий на территории, отве­ денной Мурманской жел. дор .“. Национальность и Распределение переселенческих семей по националь- разговорный язык ности домохозяина приводится в таблице 4-ой. переселенцев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz