Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.
Снабженіе рабочихъ продоволь с тв іемъ въ пути з а т р удн яло с ь еще сокр ащен іемъ у мѣстнаго населенія свободныхъ з ап а со въ продовольс тв ія подъ вл іяніемъ усилившагося спроса на продукты первой необходи мости в ъ городскихъ центрахъ. Большин ство слѣд о в а вших ъ зимой и лѣ томъ финно въ направлялись тѣми же путями, к а к ъ и русскіе рабочіе. Не значительная часть финно въ и русскихъ рабочихъ н а правлена была на станціи Л іексу и Сердоболь, Финлянд- с кихъ желѣ з ных ъ доро гъ , и о т туд а— пѣшкомъ на линію до с елъ Сороки и Лумбуши . По с е л к о въ на эт омъ пути нѣтъ, и потому передвижен іе по нему представляло особыя трудности и в с корѣ было оставлено. Вообще д о с т а в к а рабочихъ на IV уч а с т окъ Пе т р о з а в о д с къ Со- рокской линіи, в ъ село Сороку, зимой была крайне з а т руднит ельн а . Одн а партія рабочихъ въ 70 ч ел о в ѣ к ъ въ Сороку была направлена со станціи Обозерской , Архан гельской линіи, по Онежскому тракту. Одн а ко и этотъ путь, длиною около 400 в ерстъ , былъ отмѣненъ : трудно было быстро ус троит ь рабочіе пункты на т а ком -:, длин- номъ и без людномъ пути. По прибытіи рабочихъ на линію, они р а с п р е д е л я лись по заготовленнымъ б ар а к ам ъ и, послѣ отдыха, назначались па работы. Серьезный рабочій элементъ в ъ скоромъ времени выя снялъ себѣ условія и т р у д ности работъ , сдѣльную цѣну и вступалъ съ техниче- с кимъ над зоромъ въ пере говоры для перехода на сдѣль- ныя работы , который предусматривался условіяминайма. Питаніе рабочихъ и снабженіе ихъ одеждой прои зв о дилось изъ казенныхъ к л ад о выхъ съ заготовленными Управлен іемъ р або тъ предметами по цѣнамъ таксы, у к а занной въ рабочихъ книжкахъ. Съ цѣ лыо улучшенія быта рабочихъ, т аксовыя цѣны т о в а р о в ъ во многихъ случаяхъ были установлены ниже себѣ-стоимости ихъ Управлен ію работъ. З а р а б о т о к ъ рабочаго за время его пребыванія на линіи, в ъ среднемъ , равнялся 400 руб. При т а комъ з а р або т кѣ рабочему уд ав ало с ь получить чистый з а р або т окъ до 250 рублей. Медицинская помощь предос тавляла сь ш та томъ в р а чей и ф е л ь дш е р о в ъ и р ядомъ лѣч ебныхъ пунктовъ. П р и в л е ч е т е б о лыпих ъ рабочихъ массъ въ б е з люд ный край съ суро вымъ климатомъ не могло не обой- тись безъ прот е с товъ рабочихъ и рабочихъ волненій. — 63 .—
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz