Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.

э тихъ предметовъ. Однако, з а труднит ельнос ть за го то вокъ и за д ерж к а въ до с т а в кѣ одежды на линію принудили о б р ащ а т ь вниманіе рабочих!, на то, чтобы при вы ѣ з дѣ съ родины они брали съ собой теплое платье. Когда у рабочихъ одежды и обуви не оказывалось, то Управлен іе по пос тройкѣ закупало на мѣстѣ найма все необходимое и отпускало рабочимъ по покупной цѣнѣ. К а къ выше указывалось, на емъ рабочихъ прои зво ­ дился в ъ средней полосѣ Россіи и ГІоволожьѣ. Наибольше е количество рабочихъ было нанято в ъ губерніяхъ: Н иж е ­ городской, Казанской и Симбирской, а т акже въ Смо ­ ленской, Калужской и Пензенской. Въ Финляпдіи наемъ производился въ губерніяхъ : Улеаборгской, Тавастгустской, Куопіосской Вазасской, Выборгской и С. Михельской. Съ от кры т іемъ навигаціи, рабочіе направлялись въ П е т р о гр а д ъ и Архан г ельскъ для посадки на пароходы при слѣдованіи: и зъ П е т р о г р а д а—по р ѣ к ѣ Невѣ , Л а д ож ­ скому озеру или каналамъ, р ѣ к ѣ Свири въ Онежское озеро, а изъ Архангельска— по Бѣлому морю, а при слѣ- дованіи на М у рм а н ъ—и по Ледовитому океану. Водная дост авка рабочаго обходилась Управлен ію р а ­ бот-i,: в ъ Онежское озеро до Пе т ро за водс ка 4 р. 25 к. и до П о в ѣ н ц а—6 р. 35 к., а по Бѣлому морю въ Со- рокскую бухту — 4 руб., в ъ Канд а л акшу — 4 руб., въ К о л у—7 руб. При наймахъ в ъ началѣ 1915 г., въ виду отсутствія навигаціи, движеніе рабочихъ на П е т р о з а в о д с к ъ—Со- рсцкую линію было иное. Рабочіе слѣдовали по желѣ зной д о р о гѣ до станціи Званка, Сѣ в е рных ъ желѣ з ных ъ дорогъ , и д алѣ е пѣш к ом ъ по Олонецкому т р а к т у ч ер е зъ П е т р о ­ заводск!,; длина пути отъ Званки до Пе тро заводска 350 верстъ. Д л я т акого передвижен ія рабочихъ по мѣстности, со ­ вершенно къ тому не подготовленной, потребовалась особая организац ія э т апо въ по пути слѣдован ія съ обез- печеніемъ людей продовольс твіемъ и помѣщен іями для ночлега. Послѣ ночевки люди отправлялись въ путь, причемъ для багажа рабочихъ и для у с т ав а вшихъ пр едо ­ ставлялись подводы, по одной на каждыхъ 7 ч еловѣкъ . Съ земствами Управлен іе по пос тройкѣ входило в ъ согла- шеніе по оказан ію рабочимъ медицинской помощи. Такое передвижен іе рабочихъ обходилось Управленію р а бо тъ въ среднемъ по 13 рублей съ человѣка. — 62 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz