Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.

Спѣшность найма не позволила прои зводи ть таковой во всѣхъ мѣ с т ахъ Имперіи, гдѣ можно было найти желѣ знодорожныхъ рабочихъ, а принудила держа ться , главнымъ образомъ , средней части Европейской Россіи и Поволожья. Соображенія возможно меньшаго пути слѣдован ія р а ­ бочих!, на мѣста работъ , а также п р и в л е ч е т е въ ряды арміи большого процента паселенія Имперіи рабочаго возраста, заставили. Управленіе р а бо т ъ нанимать и уро- ж е нц е въ Финляндіи, гдѣ, особенно въ нач алѣ года, было много с вободныхъ рабочихъ р у к ъ , вслѣдствіе за тишья въ промышленности и отсутствія воинскихъ наборовъ . Всего в ъ Финляндіи было нанято около 5.500 ч ело вѣ къ . За труднит ельнос ть фиксаціи опр едѣленныхъ с дѣ л ь ны х ъ цѣнъ, а т а кж е нежела т ельност ь возникновснія впослѣд- ствіи недоразумѣн ій съ рабочими о правильности на- значепія единичныхъ цѣнъ, принудили кон тр а к то в а т ь рабочихъ помѣсячно, а именно по цѣнамъ: землекопы - в ъ зависимости отъ качества р або ч а г о—35—40— 45 руб., въ началѣ года, до 50—55—60 руб. в ъ концѣ года. Дл я плотникові, цѣны эти были отъ 45 5 0 - - 5 5 руб. въ нач алѣ года, до 65—70— 75 руб. въ концѣ года. При этихъ цѣн ахъ рабочій з а к он тр а к то вы в ал с я въ средн емъ на б'/г мѣсяцевъ, причемъ ему обезпечива- лось безплатное помѣщеніе, освѣщеніе, отопленіе, меди ­ цинская помощь и, при о т р а бо т кѣ имъ срока, на счетъ казны принималась стоимость проѣ зда к ъ мѣсту работъ. З а ч е т ъ службы рабочаго при п ер выхъ наймахъ шелъ со времени прибытія на работы, причемъ, однако, за счетъ казны шла выдача р абочимъ въ пути х арч е выхъ денегъ. З а д е рж ки въ пути слѣдован ія вызывали со сто­ роны рабочихъ жалобы на сокращен іе рабочаго періода, а, слѣдовательно, и уменьшеніе предс тояща го заработка, что побудило при по слѣдующихъ наймахъ ввести нѣко- т орыя льготы, а именно: зач етъ службы назначался съ момента прибытія на пароходныя пристани, а впослѣд- ствіи, и со времени посадки въ вагоны. Въ среднемъ дли тельност ь пути рабочаго вы р ажал а с ь въ 12 сутокъ при слѣдован іи ч ер е зъ Пе т ро гр адъ , и въ 15 - 1 7 с у т о къ— ч ере зъ Архангельскъ , на с кв ерн ую часть постройки. При заключеніи условій р абочимъ выд ав али с ь задатки, въ р а змѣ рѣ до 10 рублей на человѣка. Д л я обезпеченія рабочихъ теплой одеждой и обувью на холодное время, Управлен іемъ р а б о т ъ произведены были заготовки — 61 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz