Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.

Дл я гужевыхъ перево зокъ Управлен іемъ по по с т ройкѣ были использованы ч етыре пути: отъ Пе т р о гр а д а и Зв анки въ Пет ро за водс къ (разстоянія — 440 и 325 верстъ) о тъ Ль е к сы — в ъ Сороку (растоянія 440 верс тъ ) отъ Сердоболя въ расположенную на 110 верстѣ линіи П е т ро за в одс къ -Сорок а дер е вню Кяпесельгу (ра зс тоян іе— 380 верстъ) и отъ Ул е абор га—в ъ д. Княжую (на берегу Канд ал акшской губы Бѣ л а г о моря (разстояніе480 верстъ). Перево зки по этимъ путямъ могли со в ерша т ь с я т оль ко въ теченіе 2'/2 мѣ с яц е въ (февраль, мартъ , половина апрѣля), вслѣд- ствіе поздняго наступленія зимы 1914— 1915 г о до въ и оттепелей. Стоимость этихъ п ер е в о зок ъ выразилась, в ъ среднемъ , отъ '/= коп. до 1 коп. съ пудо-версты, причемъ доставлено было въ ібп-ьч™, .J га' Колеса изъ пункты назначенія въ общемъ оорѣзковь дрсвеснаго ствола, „ а „ „ „ 80.000 пудовъ. Многіе грузы (локомобили, лѣсныя рамы, часть про- д о воль с тв енныхъ г ру зовъ ) на г ужевыхъ пут яхъ изъ Фин- ляндіи, съ на ступлен іемь весенней распутицы, застряли между озерами и частью проданы (продовольственные грузы) мѣстному населенію, частью же остались до на- ступленія зимы 1Р15— 1916 годовъ. Такіе не значительные ре зульт аты гуже выхъ пер е во зокъ объясняются , во-первыхъ, отсутствіемъ постоянныхъ д о ­ рогъ в ъ краѣ , сплошь п ок ры томъ болотами и озерами и из- рѣ занномъ каменными грядами, гдѣ сообщеніе про- исходитъ на л ош а д я х ъ т оль ко зимою по замер зшимъ р ѣ к ам ъ и о зер амъ безъ в с якихъ дор о гъ , по т акъ-назы- ва емымъ „ зимник амъ “, т.-е. по цѣлиннымъ лѣ снымъ и о зернымъ пространствамъ , которыя почему-либо кажутся удобными для проѣ зда , во-вторыхъ , крайней малочи ­ сленностью в ъ кр аѣ лошадей . Лошадей же мало въ эт омъ краѣ , в слѣдств іе рѣдк о с ти населенія, и изъ-за отсутствія на мѣ с тѣ фуража, а такЖе вслѣдствіе при- влеченія населенія къ исполненію военноконской повин ­ ности и реквизиціи лошад ей въ сосѣдней Финляндіи для нуж дъ Краснаго Креста и Всеросссійскихъ Земскаго и Городского Союзовъ . Након ецъ , незначительные р е ­ зул ь т а ты г ужевыхъ п ер е в о зок ъ объясн яют ся т акже ма- — 50 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz