Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.

и у б о р к а съ полотна потребовали примѣненія трудныхъ в спомога тельныхъ работъ , совершенно и сключи тельныхъ пр іемовъ и п р и с п о с о бл е н ^ . Н а ибол ьше г о распростра- ненія валунныя поля до с ти г аю тъ на линіи П е т ро з а в од с къ - Сорок ск ая бухта. Н а с кол ьк о валунныя поля з а трудн яли работы , видно и зъ того, что мѣстами всѣ выгоды п р о ­ ектировки полотна дороги мелкими насыпями и вы ем ­ ками поглощались крайне медленной и неподдающейся пред в арит ельному учету работой по у б о р к ѣ валуновъ , требующей часто взрыв а ихъ динамитомъ. Между тѣмъ , вслѣдс тв іе значит ельныхъ р а змѣ р о в ъ валуновъ, ихъ п р и ­ ходилось уд ал я т ь не толь ко в ъ мѣ с т ахъ мелкихъ р а б о т ъ и на выемкахъ , но и подъ болѣе высокими насыпями, во избѣжан іе нер а вномѣрной осадки. Въ отношеніи укл ад ки рельсоваго пути линія Петро- з а в од ск ъ -Мурм анъ п р е д с т а в л я е г ь совершенно исключи- т ельныя тяжелыя условія. Н епр ерывна я у кл адк а уч ас тковъ Пе т ро за в одс къ -Сорок с к а я бухта и Канд ал акш а -Мурман ъ всѣми укладочными партіями началась в ъ августѣ, 1915 года. Т а кимъ образомъ , бол ьш а я часть р а бо тъ пр о ­ изводилась поздней осенью и зимой при т емпературѣ , д ерж а вшей ся недѣлями около— 30°Р., почти при непре- рывныхъ сѣв ерныхъ и, главнымъ образомъ . с е в е р о - в о с ­ точных'!. вѣ трахъ . При невозможности ограничиться для р а бо т ъ незна- чит ельнымъ числомъ с вѣ тлыхъ ч а с о з ъ дня и крайней срочности р а бо т ъ были установлены н е п р е ры в н к я р а ­ боты в ъ теченіе всей полярной ночи, съ о с вѣщен іемъ мѣ с тъ укладки , г л а внымъ образомъ , факелами, т а к ъ к а к ъ при постоянномъ в ѣ т р ѣ и снѣжныхъ ме теляхъ фонари часто ока зывались непригодными. Между т ѣм ъ у кл а д к а пути сопровождается работами мелкими, ручными, т р е ­ бующими точности выполненія и хорошаго освѣщенія, к а к ъ то: рехтовка пути по шаблону, повышеніе наруж- наго рельса на кривыхъ, забивк а костылей, скрѣпленіе и разгонка стыковъ. Но особенныя затруднен ія при у к л а д к ѣ пути вызвала заболоченность мѣстности: невысокія насыпи по боло- т амъ осаживались и проваливались, не выдержив ая про- хожденія по нимъ пл а тфо рмъ с ъ рельсами и прочимъ у кл адочнымъ матеріаломъ . Во избѣжаніе з а д ерж е к ъ укладки , на болот ахъ приходилось ус т р аив а т ь растверки и зъ нѣ с ко л ь ких ъ р я д о в ъ бревенъ, укл а ды в а емых ъ вдоль и поперекъ полотна, къ кот орымъ пришивался рельсо- — 45 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz