Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.

ляныхъ работъ, вслѣдствіе необходимости засыпки и осу- шенія пер е сѣка емыхъ заболоч енныхъ районовъ, а также врѣ зыв ан ія линіи в ъ косогоры и холмы для избѣжанія наиболѣе глубокихъ и т опкихъ болотъ. Кромѣ того, по возведеніи полотна на болотѣ, въ т е ­ ч е т е долгаго времени оно подвергается ра знообра знымъ и суще с твеннымъ д еформац іямъ , к а к ъ то: провалы, оползни, выпучиваніе отко со въ и прочее, тр ебующимъ сложныхъ и д оро го стоящихъ работъ. Въ связи с ъ заболоченностью мѣстности и обил іемъ о з е р ъ въ районѣ дороги, количество п ер е сѣ к а емыхъ ли- ніей рѣ къ , рѣ ч е к ъ и р уч ь е въ очень велико. На всемъ протяженіи отъ Пе т ро за водс ка до Мурман^— до 1.110 искусственныхъ сооруженій на водотокахъ. Вт, среднемъ , на версту пути приходится около 5 саженъ водопропускныхъ отверстій или около 8 погонныхъ с а ­ ж е н ъ мостовъ. Прот яжен іе кри вых ъ частей пути п р е выш а е тъ 40'7° въ длинѣ линіи, что с лѣд у е тъ отнести, к а к ъ к ъ обилію болотъ, изъ ко т орыхъ приходилось избирать наименѣе глубокія и твердый для трассы линіи, т а к ъ и крайне неправильному нагроможденію на б о лыпих ъ протяже- ніяхъ гранитныхъ „ с е л ь г ъ “, который пришлось обхо ­ дить. Но и несмотря на крутые повороты предѣльными радіусами и пр едѣльные подъемы , не представилось воз- можнымъ и збѣжа т ь значительнаго количества скальныхъ работъ , дости г ающихъ 30°/о в сѣхъ выемокъ и 10°/о всего количества работъ. На ряду съ обил іемъ боло тъ и с к алис тыхъ грунт о въ с ер ь е знымъ за трудн ен іемъ при прои зводс твѣ р а бо т ъ я в и ­ лось отсутствіе р е з е р в о въ д ля устройства насыпей и пес- ч аныхъ к а р ь е р о в ъ для б алла с тировки пути. Дл я засыпки боло тъ землю приходилось развозить поѣ здами изъ рѣд- кихъ к а р ь е р о в ъ на разстояніи 25 вер с тъ одинъ о тъ другого. Сравнительно небольшое количество выемокъ, въ связи съ от сутств іемъ значит ельныхъ с к л а д о к ъ въ р ел ь ефѣ мѣстно- сти,является причиной почти полнаго отсутствія транспорт- ныхъ р а бо т ъ съ использован іемъ для насыпей грунтовъ, вынутыхъ изъ выемокъ , что сильно отража е тся к а к ъ на стоимости работъ , т а к ъ и на скорости ихъ выполненія. Но особенно за труднило прои зводство земляныхъ р або тъ характ ерное для данной мѣстности обиліе полей ледни- коваго происхожденія, сплошь усѣ янныхъ валунами, д о ­ стигающими громадныхъ р а змѣро въ . Раздроблен іе ихъ — 44 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz