Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.

34 для организаціи рыбной торговли, новыхъ лѣ сопильныхъ за водовъ , ф а б р и к ъ целлулозы и механической обработки дерева, а т акже дру гихъ производствъ, для ко т орыхъ можно буде тъ использовать д аро вую силу водопадо въ р. Выга. Кромѣ того, Сорок ск ая бухта явится конечнымъ пунктомъ Он еж ск о -Бѣломор с к а го канала, если таковой будетъ сооруженъ . Илистое дно Сорокской бухты д а е тъ возможность землечерпан іемъ углубить порть. Н апр а в л я я сь д алѣ е на сѣ в е р ъ къ Мурману, желѣ зная доро га проходи т ь чере зъ г. Кемь, съ вѣткой къ порту скалистаго острова Попова, отдѣленна го отъ материка узкимъ высыхающим ь проливомъ, шириною около 30 саж. Разстоян іе отъ г. Кеми до порта ос трова Попова о п р е ­ д е л и л о с ь по вѣтви въ 6 в ерстъ . Къ самому г. Кеми возможенъ, во время прилива, подходъ для судовъ съ о с а д ­ кой лишь до 8 футовъ . П а ­ роходы пассажирскіе и г р у з о ­ вые съ осадкой до 22 футовъ подходя тъ непосредственно къ берегу острова Попова, пор тъ котораго прекрасно защищ ен ъ отъ морского волненія бли зъ л е ­ жащими островами: Якостро- вом'і> и Горѣловскими. Сорок 1 . Лихтера у эстакды. Грузооборот!, порта острова Попова и Кеми, объединенных'ь обгцимъ назван іемъ „Ксмскій п о р т ъ “ , за навигацію 1914 года достигъ 1.970.000 пудовъ. Средняя часть Мурманской жел. дор., о тъ Сороки до Кандалакши , подходи тъ къ берегу Бѣл а г о моря п въ нѣ с кол ькихъ мѣ с тахъ буде тъ соединена съ моремъ желѣ знодорожнымп вѣтвями. Эти вѣтви, конечно, пр ежде всего будутъ проведены къ Ко вдѣ и къ берегу залива Чупы, гдѣ буде тъ построена новая пристань, т а к ъ к а к ъ существующій на берегу Чупы п о р т ь Кереть уд ал ен ъ отъ линіи жел. дор. на 40 верстъ . Ковда и Кереть и т еперь собир аютъ для вывоза по сплав- нымъ воднымъ путямъ значительныя количества лѣ сныхъ т о в аро въ изъ Финляндіи, граница которой отс тоитъ о тъ пихт, всего на 80— 100 верстъ . Разстоянія отъ желѣзной дороги до Ковды и новой пристани не превысятъ 10 верстъ. Узкій и длинный, вдающ ійся на 40 в е р с тъ въ сушу заливъ Чупа, по глубинѣ доступенъ для мор-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz