Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.

На 235 верстѣ о тъ Сороки линія по очень п е р е с е ­ ченной мѣстности подходи тъ къ оконечности залива Чупы, глубоко в дающагося в ъ материкъ, и за тѣмъ , с о ­ храняя сѣверное направленіе, вновь подходитъ къ берегу Бѣ л а г о моря на шир о т ѣ сѣверна го полярнаго круга. Проходя д а л ѣ е между мор емъ и о зеромъ Ковдозеро, линія, на 370 в ер с тѣ о тъ Сороки и 727 верстѣ отъ Петрозаводска, подходитъ къ станціи Кандалакша, вблизи селенія того же названія, па берегу Кандалакшской губы Бѣл а г о моря. О бще е направленіе сѣьерной части линіи о т ъ К а н д а ­ л а кши д о Колы огіредѣляется естественной долиной, проходящей между означенными пунктами почти по мерид іанальному направлен ію и о т д е л яющ е й гористый Кольскій полуостровч. отъ материка. Бл а годар я попутному направленію этой долины, з а ­ полненной на всемъ протяженіи озерами и имѣюіцей выходъ въ Кандалакшѣ , по р ѣ к ѣ Нивѣ, и къ Л е д о ­ витому океану, по рѣ к ѣ Колѣ, линія имѣ е тъ близкое к ъ прямому общее направленіе, съ отклоненіемъ лишь для обхода широка го въ южной своей части озера Имандра. По строенію своему мѣстность, по которой проходитъ здѣс ь дорога, состоитъ, главнымъ образомъ , изъ песчано- глинистыхъ или чисто песчаныхъ отложеній съ примѣсыо б ольшо го количества валуновъ, дости г ающихъ зачастую г ромадныхъ ра змѣро въ ; мѣстами встрѣч а е тся сплошная скала. Болота, пере сѣка емыя линіей, покрыты толстымъ сло- емъ мха и иногда р ѣ д к им ъ лѣсомъ. Крупный л ѣ с ъ в с т р е ­ чается на совершенно сухихъ мѣстахъ , но не достига е тъ р а зм ѣ р о в ъ болѣ е южныхъ лѣсовъ . О т ъ Кандалакши линія иде тъ по правому берегу рѣки Нивы и, перейдя на 30 верстѣ на лѣ вый ея берегъ, обходитъ съ восточной стороны озеро Имандру. Трас сировка по восточному берегу, хотя и вы зыв а е тъ отклоненіе о тъ обща го направленія и постройку моста ч ере зъ р ѣ к у Ниву, при переходѣ съ праваго ея берега на лѣвый , но т ѣм ъ не менѣе являе т ся единственнымъ возможнымъ рѣшен іемъ вопроса. З ападный б ере гъ озера на всемъ протяженіи крутъ , и з р ѣ з а н ъ скалами и изви- листъ, почему ходъ съ западной стороны по требов алъ бы значительныхъ работъ , пересѣченія глубокаго пролива Экос тровской Имандры и обхода губъ Вити и Монча. — 28 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz