Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.

Вся постройка производится хозяйс твеннымъ спосо- бомъ, т а къ к а къ лицъ , же л ающих ъ взять работы съ подряда, не оказалось. Л иш ь постройка конечнаго сѣ- вернаго учас тка Мурманской желѣ зной дороги, протя- жен іемъ в ъ 120 верстъ , сдана съ подряда группѣ англій- скихъ предпринимателей , съ ло р домъ Френчемъ во главѣ. П о д р я д ъ эт о тъ не достигъ успѣха и ока залъ ничтожную помощь в ъ по с т ройкѣ дороги: большую часть р а бо т ъ на сѣв ерномъ уч асткѣ пришлось оканчи ­ вать русскимъ рабочимъ. Стоимость сооружаемой желѣ знодорожн ой линіи отъ Пе т ро заводска до Мурмана, при общемъ протяжен іи в ъ 987 верстъ , выразится в ъ суммѣ около 180 мил. руб. Сооружаемая желѣ знодорожн ая линія Пе т р о з а в о д с къ — Мурманъ ра здѣляется на д в ѣ части: южную, о тъ г. П е ­ т ро заводск а до Сорокской бухты, на Бѣ л ом ъ морѣ, и сѣверную , отъ Сорокской бухты до ст. „Ромаповъ-на- М у рм а н ѣ 11, на Сѣ в ерномъ Л едо ви т омъ океанѣ. Южная часть является послѣднимъ звеномъ желѣзно- дорожна го пути, соединяющего Пе т р о гр а д ъ и порты Балтійскаго моря съ райономъ Бѣл а г о моря. Сѣв ерна я часть войде тъ впослѣдствіи в ъ составъ предполагаемаго транзитнаго пути Мурманъ —Со р о к а— К о т л а съ— Сибирь *). Въ районѣ избраннаго направленія дорогй, кромѣ изысканій Строительнаго Управленія, были произведены изысканія: 1) отъ Сороки до Канд ал акши инженера Жу р д а н а , въ 1894 году, и 2) отъ Пе т ро гр ад а до Кеми — инженера Романова, въ 1895 году. Кромѣ того, въ 1894 году инженеръ Б. А Рипп а съ и з слѣдо в ал ъ условія сооруженія желѣ зной дороги на Кольскомъ полуостров'!,, причемъ весь путь о т ъ Кандалакши до Колы со в ершен ъ его экспедицией, частью пѣшком'ь, частью на лопар- скихъ карб а с ахъ по озерамъ. Д анныя отчета инж. Б. А. Риппа са о его и зслѣдован іяхъ на Кольскомъ полуостровѣ явились для Строительнаго Управленія единственнымъ л и т ер а турнымъ ма тер іаломъ для сужденія о б ъ условіяхъ сооруженія сѣверной части Мурманской жел. дор. ' ) О і іо в о м ъ русскомъ порг'Ь на Мурманѣ, а также о необходи­ мости и значеніи скорѣйшаго соединения съ Сибирью Мурманской магистрали желѣзнодорожнымъ путемъ оть Сороки до Котласа чн- галъ 26 августа 1915 года доклад ь художникъ А. А. Борисовъ въ Перевозочном ь Отдѣлѣ Централыіаго Военно-Промышленнаго Ко­ митета. — 24 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz