Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.
Обще с тво Олонецкой желѣ зной дороги, съ г арантиро ванными Правит ель с твомъ облигаціонными капиталами. Однако, послѣднія событія, вызв авш ія закрыт іе всѣхъ нашихъ западныхъ мор с кчхъ портовъ , з а т ѣм ъ объявле- ніе Турціей войны и закрыт іе Д а р д а н е л л ъ , за т р у дн и тельность сношеній ч ер е зъ Швецію, явились основнымъ толчкомъ для немедленнаго осуществленія постройки Мурманской ж елѣ зной дороги съ выходомъ на берега Сѣв ерна го Ледо вит а го океана. Въ направленіи къ Бѣлому морю суще с твовала только одна у зкоколейная желѣ зн а я доро га отъ Вологды до Архангельска, чере зъ который соверша е т ся въ настоящее время почти весь внѣшній о бмѣн ъ Европейской Россіи. Минис терс твомъ Путей Сообщенія уже было о б р а щено вниманіе на усиленіе пропускной и провозной спо собности Вологодско - Архангельской линіи, для чего, въ ряду другихі> мѣр ъ , сначала была перешита на ш и рокую колею часть линіи, на протяженіи 278 верстъ , отъ станціи Вологда до станціи Няндома, и в ъ на с тоя щее время закончена перешивкой и сѣверная часть линіи, отъ станціи Няндомы до Архангельска, гдѣ намѣченъ переходъ линіи мостомъ ч ере зъ Сѣверную Двину съ лѣв а го берега на правый, подходъ к ъ самому городу Архангельску ипродолжен іе линіи д а л ѣ е на с ѣ в е р ъ до того мѣста, гдѣможно было бы ус троит ь а в анъ -портъ , необходимый для увеличенія срока навигаціонной дѣя - тельности Архангельска го порта. Однако, и послѣ осуществленія в с ѣ х ъ этихъ проектовъ, одного Архангельскаго пути буде тъ недостаточно для успѣшна го выполненія огромной работы по внѣшней тор говлѣ Россіи и по обслуживанію обширна го сѣвер- наго района Европейской Россіи. Поэтому съ особой остротой стала ощуща т ь с я необ ходимость в ъ кра тч айш ій с р о к ъ д а т ь выходъ гру замъ в ъ паправленіи к ъ свободному Ледовитому океану по стройкой желѣ знодорожн а го пути съ вр еменнымъ при- мыкан іемъ его к ъ Бѣлому морю на юго-западномъ побе- режьѣ , гдѣ имѣются удобныя бухты, по про д о лжи т е л ь ности возможной навигаціи превосходящія А р х а н г е л ь с к ^ нортъ и по е стественнымъ своимъ кач ес тв амъ вполнѣ пригодныя для созданія благоустроеннаго порта. Такимъ образомъ , необходимость постройки Мурм ан ской желѣзной дороги и ея жизненное значеніе для всей нашей страны т еперь была очевидна. 11 окт ября 1914 года • - 20 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz