Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.

18 но такой мѣстности, которая, хотя и мало населена, но зато о блад а е тъ значительными природными богатствами и потому была бы въ состояніи д а т ь д о р о гѣ и зн ачи ­ т ельные грузы. Несмотря на такое рѣшен іе Комиссіи, впослѣдствіи, въ видахъ главнымъ об р а з омъ нежелательности про- веденія желѣ зной доро ги ч р е з ъ Финляндію, было у к а ­ зано на преимущественный выгоды гіроведенія доро ги о тъ Пе тербурга, или отъ одной изъ станцій Николаевской желѣ зной дороги, н апримѣръ , Малая Вишера, ч резъ Лодейное поле, Пе т ро за водс къ , По вѣ н е цъ на Кемь, п рот яжен іемъ всего около 750 вер с тъ *). Что касается конечнаго пункта желѣ зной доро ги на Мурманъ , то первоначально въ Комиссіи было указано, что т а кимъ пунктомъ надлежало бы и збра т ь пор тъ Вла- дим іръ, или же, согласно указан ію Архангельскаго г у ­ берна тора , г ав ань Озерко; но окончательно Комиссія ос тановила сь на Ека терининской гавани, въ виду при- нятаго П р а ви т ел ь с тв омъ рѣшен ія перенести туда адми ­ нистративный ц е н т р ъ Кольска го полуострова. Т а к ъ к а к ъ наиболѣе важными для государс твенныхъ ин т ер е со въ были признаны Комиссіей желѣ зныя д о ­ роги Вол эгодско -Архангельская и Пермь-Котласская , то сооруженіе Мурманской желѣ зной доро ги было отложено. Въ 1894 году возбуждали в опросъ о проведеніи же- лѣзной дороги изъ П е т ербур г а на Му рм а н ъ П е т е р б у р г ­ ская Городская Дума и Олонецкое Губернское Земство. Въ 1895 году послѣдовало ВЫСОЧАЙШЕЕ ра зрѣше - ніе на пос тройку желѣ зной доро ги на Пе т ро за водс къ . Осенью 1895 года были закончены изысканія этой дороги . Но къ сооруженію названной доро ги не приступили, въ виду необходимости ассигнованія весьма значитель- ныхъ ср е д с т въ Государственнаго Казначейства на соору- женіе д р у ги х ъ в ажныхъ ж е лѣ зны х ъ доро гъ . Вопросъ *) Финляндское направленіе желѣзной дороги отъ Петрограда на Мурманъ до сихъ поръ находитъ еще сторонниковъ и, конечно, вііолнѣ отвѣчаегъ желаніямъ финляндскаго вліятельнаго общественнаго миѣ- нія. См. Финляндія. Обзоръ періодической печати. Выпускъ XXI. Же- лѣзныя дороги въ Фннляндіи. Изд. Канцеляріи Совѣта Министровъ. Петроградъ. Государственная Типографія. 1915 г. (Глава II. Вопросы желѣзнодорожнаго строительства) и А. К. Глевскій. „Соединеніе фин­ ляндской сѣти ждлѣзныхъ дорогъ съ Печенгской губой на Мурманѣ." Докладъ въ Плператорскомъ Обществѣ судоходства 28 января 1914 г. (Журналъ „Русское Судоходство", 1914 г. № 4).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz