Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.

штрема и, бла годаря его т еплымъ теченіямъ, остается кру глый г о д ъ свободнымъ о т ъ льда. Бер е го в а я полоса отъ западной границы Россіи вплоть до Гаврилова, прот яжен іемъ въ 250 кл. м., мож е тъ быть открыт а для навигаціи лѣто и зиму; восточнѣе Гаврило в а до Святого Носа условія для навигаціи тоже очень бла- гопріятны, но все же въ этомъ мѣ с тѣ в с трѣч ают ся слу ­ чайные о т дѣл ьны е л ьды отъ л едяныхъ массъ Бѣл а г о моря и временно з а д ерж и в аю тъ движен іе пароходовъ . Бли зость Г ол ьфшт р ем а вл іяе тъ здѣс ь не только на т емп ера туру моря, но по выш а е тъ т а кж е и т емп ературу атмосферы , т а к ъ что въ этой мѣстности, лежащей по сравненію съ Пе т р о гр а д омъ на 1.100 клм. ближе к ъ С к ­ верному полюсу, климатъ зимой мягче и умѣреннѣ е , чѣмъ в ъ столицѣ. Крайне благопр іятный клима тъ Мурманскаго берега п р ед с т а в л я е тъ еще одно, не менѣе значительное, преимущество: многочисленные его ф іорды , отлично з а ­ щищенные и помѣстительные, д а д у т ъ возможность опе ­ р и ро в а т ь цѣ лым ъ флотомъ. Нѣ к о т о ры я и з ъ этихъ бухтъ, — правда, в ъ видѣ рѣд- кихъ исключеній, — за кры тыя со стороны моря, зимою замер заютъ , но л е д ъ на с только незначителенъ, что легко ра зсѣивается, и во всякомъ случаѣ неудобство, встрѣ- чаемое здѣ с ь навигаціей о тъ льда, ус тупа е тъ т ѣм ъ за- труднен іямъ, которыми сопровожда е т ся навигація зимою д аже въ т а кихъ портахъ, к а к ъ Ште т тинъ и Гамбургъ. Опы т ъ 1914 года пока залъ , что по р тъ А р х а н г е л ь с к у з а кры тый в ъ теченіе нѣ с ко л ь ких ъ мѣ с яц е въ , и одна колея желѣ зной дороги, соединяющей его съ сѣтыо россійскихъ ж е лѣ з ных ъ доро гъ , не въ состояніи у д о в л е ­ т ворит ь то громадное т ов арное движеніе, которое р а з ­ вилось здѣс ь съ момента закрыт ія Балтики. Это о б с т о я ­ т ельство заставило Русское Пр а вит ель с тво въ началѣ 1914 года обратит ь вниманіе на Мурманскій берегъ, откры тый для навигаціи круглый годъ, и тогда же была рѣше н а постройка желѣ зной доро ги въ д в а пути отъ П е т ро гр ад а до Кольскаго залива. О т ъ П е т ро гр ад а линія доро ги идетъ, огибая Ладогу, на П е т р о з а в о д с к ъ—на о зеро Онежское, от туда на Со- рокскую бухту, в ъ Бѣ л ом ъ морѣ, а з а т ѣм ъ ч ер е з ъ Кемь и К анд ал акшу вплоть до Колы. Ея общее п р о т яж е ­ ни е - 1.200 км. Все это громадное, почти безлюдное пространство сплошь покрыто дремучими лѣсами и, и з р ѣ д к а—рѣками , — 167 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz