Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.

нами и не давали покою ни днемъ, ни ночыо. Въ дру- гомъ мѣ с тѣ постройки нужный г р у н т ъ нашли лишь къ концу іюия: до этого времени стояла вода; на уч а с т кѣ въ 200 в е р с тъ около половины пути проложена по гати, при чемъ это не спасаетъ, и время отъ времени, то тамъ, то здѣс ь выс туп ае тъ вода, и путь вновь п е р е к л а ды ­ вается. Не менын ія трудности пр ед с т а вл яютъ собой гранитныя скалы и каменныя горы съ вросшими в ъ пихъ гигантскими соснами. Пр е о д о л ѣ в а я всѣ эти трудности, по колѣно въ водѣ, или въ г лубокомъ песку, въ болотной грязи среди камней и корней д ер е в ь е в ъ , русскіе инженеры и рабочіе о дн о ­ временно съ д в у х ъ концо въ п р о к л ады в аю т ъ дорогу, которая дас тъ , наконецъ, Россіи свободный выходъ въ свободное море. Но трудности постройки еще д алеко не всѣ побѣ- ждены . Не говоря о постоянной за б о тѣ о прокормленіи, од еждѣ и снабженіи всей громадной арміи рабочихъ (среди к о т орыхъ не мало военноплѣнныхъ ) в сѣмъ не- обходимымъ въ эт омъ кр аѣ , гдѣ ничего нельзя найти на мѣстѣ , куда всякая мелочь привозится изъ -за сотепъ верстъ , гдѣ с вѣжа я к ар т оф е л ь стоитъ 40 к. фунтъ, ко всему этому надо прибавит ь т яж елыя условія полярной зимы. А когда все буде тъ окончено, когда на берегу Ледо- витаго океана засвиститъ , наконецъ, первый п аро в о зъ — б уд е тъ ли это ч ер е зъ пять мѣ сяц евъ , или ч ер е зъ годъ, то гд а Россія б уд е тъ въ пр а вѣ заявить, что ею исполнена ещ е р а з ъ титаническая работа, и тогда она въ полной м ѣ р ѣ оцѣни тъ же лѣ з ную волю, болын ія знанія и не­ утомимую энергію главнаго строителя Мурманской д о ­ роги, инженера В. В. Горячковска го и его сотрудни- ковъ , к а к ъ бо л ьших ъ , т а к ъ и малыхъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz