Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.

Укладка пути по болоту на елани. „Times", русскій № 14, отъ 30 ок­ тября, новаго стиля, 1915 года. Къ Ледовитому океану.— Постройка Мурманской же- лѣзной дороги. По с т р ои въ Средне-Азіатскій путь, т в орцомъ котораго бы л ъ г е н ер алъ Анненковъ, и Бол ьшой Сибирскій путь, Россія в ъ на стоящее время р або т а е тъ н а д ъ пров еден іемъ желѣ зной доро ги къ б ер е г амъ Ледо вит а го океана. Идея эта не нова: 15— 20 л ѣ т ъ тому н а з а д ъ уж е суще с твовали проекты о соединеніи желѣ знодорожными линіями край- няго сѣ в ер а Европейской Россіи съ центральной сѣ тью ея доро гъ . Осуществленіе ихъ в ъ данный моментъ в ы ­ зыв ае тся спѣшной необходимостью. Взгляните на ка р т у сѣв ерной полосы Россіи: почти отъ центра к ъ берегу Бѣл а г о моря скромно в ьется един ­ ственная узко -колейная доро га Вологда-Архангельскъ, построенная в ъ 1897 году, а немного п р а вѣ е ея ид е тъ д ру г а я линія Котл а съ -Пермь для передачи у р а л ь с к и х ъ г р у з о въ в ъ Архангельскъ. И эти д в ѣ дороги, не считая р ѣ к ъ Сѣв ерной Д вины и Сухоны, доступныхъ д ля судо ­ ходст ва лишь пять мѣ с яц е въ въ году, были до сихъ п о р ъ единственными путями, соединяющими с ѣ в е р ъ Рос- сіи съ ея центромъ. Д о настоящаго времени онѣ, вѣ- роятно, вполнѣ удовле творяли н уждамъ края, и, если бы не война, то, можетъ-быть, в опросъ о новой д о р о гѣ и увеличеніи провозной способности д в у х ъ суще с твующихъ д о р о г ъ не былъ бы р а з р ѣш е н ъ и нынѣ. Но война рѣ зко измѣнила положеніе сѣ в е р а Россіи: Архан г ельскъ снова, послѣ многихъ десятилѣтій , с т алъ „окномъ въ Е в р о п у “, а т а к ъ к а к ъ оно ока залось н ед о ­ статочно широкимъ и к ъ тому же болѣе полугода за-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz