Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.

ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА Н а слѣдника Ц е с аревича НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА , который о с т авилъ за собою пр ед сѣд а т ел ь с тво в ан іе и послѣ вос- шествія своего на пре с толъ *). Энергичная колонизація района Мурманской желѣ зной доро ги в с т рѣч а е тъ весьма удобную для Пр а ви т ел ь с тв а частно -правовую обстановку: почти вся т е р ри т о р ія Алек- сандровскаго , Кемскаго, Онежскаго и большая часть т ерритор іи По вѣнецк а го у ѣ з д о в ъ принадл ежитъ к а знѣ (см. т аблицу 2-ую), П е т р о з а в о д с к ^ же у ѣ з д ъ въ колони- заціи не нуждается. Ра спредѣлен іе земельной собственности на сѣ в е р ѣ Россіи вообще и в ъ частности в ъ р айонѣ Мурманской желѣ зной дороги чрезвычайно бла гопр іятно т а кж е д ля увеличенія государс твенныхъ дох о до въ ра звитіемъ экспло- атаціи п рин адл еж ащихъ почти исключительно к а знѣ естествепныхъ бо га т с т въ края. Тр е т ь я таблиц а д а е т ъ представлен іе о значеніи Бѣло - морскихъ портовъ , ра сположенныхъ в ъ р айонѣ М у рм а н ­ ской желѣ зной дороги, для внѣшней торговли Россіи. Почти все количество вывоза ч ере зъ эти порты соста- в л яютъ лѣсные товары . Пр еобл ад ающими то в ар ами по привозу я вляют ся каменный уголь, соль и рыба. Главныя страны назначенія выво зныхъ т о в а р о в ъ—Англія и Нор- вегія. Ввозные т о в ары пос тупаютъ изъ Англіи, Норвегіи и Финляндіи. И з ъ Финляндіи тов ары пос тупаютъ по гуж е вымъ и внутреннимъ в о дным ъ путямъ. Приво зят ся и зъ в сѣхъ этихъ странъ: рыба, желѣ зо , м ануфактура , машины шв ейныя и т. п. Ры б а привозится и зъ Норвегіи, но, главнымъ образомъ , в ъ Архангельскъ , в ъ порты же района Мурманской желѣ зной дороги при во зъ ея незна- чителенъ . И з ъ Финляндіи сплавляются по воднымъ п у ­ т ям ъ лѣсные тов ары для вывоза за-границу. Въ 1914 году въ Ковду, вслѣдств іе блокады Балтійскаго моря и за- — 153 — *) См. „Сибирь подъ вліяніемъ рельсоваго пути“. Изд. Редакціи періодическихъ изданій Министерства Финансовъ, Спб., 1902, стр. 8—24. „Сибирская жел. дорога въ ея прошломъ и настоящемъ". История, очеркъ С. В. Саблера и И. В. Сосновсклго, подъ главной редакціей Статсъ-Секретаря Куломзина, къ десятилѣтію Комитета Сибирской жел. дороги (1893—1903), Спб., 1903, Глава третья, стр. 292—389: „Вспо- могательныя ирсдиріятія, связанныя съ сооруженіемъ Сибирской жел. дороги". А. А. Кауфманъ: „ГІсрсселеніе и колонизація", Спб., 1905, глава II, стр. 49—127: „Комитетъ Сибирской ж. д. и его переселенческая по­ литика".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz