Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.

Мурманской и другими ближайшими к ъ ней желѣ зными дорогами , вѣроятно , впослѣдствіи окаже тся ошибк а въ сторону преуменьшенія: к ъ району доро ги придется отнести нѣ которую б лижайшую часть Финляндіи, уже ранѣ е т я го тѣ вшую к ъ Ковдѣ и Керети. Кромѣ того возможно, что и Пудожскій у ѣ з д ъ , Олонецкой губерніи, расположенный къ востоку о т ъ Онежск а го озера, ч ере зъ него буде тъ сѣверной частью тя го тѣ ть къ Мурманской желѣ зной доро гѣ . Въ на стоящее время особенная т оч ­ ность при т еор етич е скомъ опредѣлен іи мѣстнаго района Мурманской желѣ зной доро ги и не требуется, т а к ъ к а къ подсчеты ожидаемаго на ней гру зооборота еще впереди. Но и при этихъ подсчетахъ, вѣроятно, цѣл е сообр а знѣе буде тъ о п р е д е л и т ь р а й он ъ в ъ т ѣ х ъ пр едѣлахъ , в ъ к а кпхъ опредѣля е т ся онъ настоящей таблицей. Ч го касается плотности населенія, то не значительная плотность населенія в ъ районѣ доро ги подчеркиваешь ея колонизаціонный х ар а к т еръ . Ничтожная плотность населенія и отсутствіе крупныхъ г ородскихъ цен тровъ в ъ р айонѣ Мурманской желѣ зной д ороги (города: Пе тро за водс къ , По вѣнецъ , Кемь, Кола, Алекс андров скъ , причемъ половину населенія П е т р о з а ­ водска с лѣд у е т ъ отнести к ъ району Олонецкой желѣ зной дороги, и то гда городское населеніе района Мурманской ж елѣ зной дороги о п р е д е ли т с я въ 18,8 тыс. чел., или 1 0 , 4 всего населенія района), лиш а е тъ ее самыхъ б ла годѣ т ел ьныхъ ф а к т о р о в ъ быстраго роста г ру зообо ­ рота *) и подч ерки в а е тъ необходимость самыхъ рѣши - т ельныхъ м ѣ р ъ для колонизаціи района дороги привле- ченіемъ населенія и з ъ др у ги х ъ р айоновъ страны . Ж е - лѣ зн а я доро га уж е сама по с ебѣ б уд е тъ способствовать привлеченію новаго населенія, но цѣл е сообр а знѣе было бы т а кж е принять непосредственныя мѣры для развитія колонизаціи въ ея районѣ. К а къ извѣстно, при соору- женіи Сибирской желѣ зной дороги необходимость при- нятія м ѣ р ъ для колонизаціи ея района была признана Правит ельс твомъ , и для этой цѣли, а т а кж е для раз- витія в спомо га т ельныхъ предпр іятій дороги, которыя сод ей с тв о в а ли бы подъему прои зводи тел ьныхъ силъ ея района, и былъ созданъ , по иниціативѣ Министра Финан- со въ С. Ю. Витте, в ъ 1893 году особый Комитетъ Си ­ бирской желѣ зной дороги подъ пред сѣд а т ел ь с т вомъ — 152 — *) См. А. И. Чупровъ. Ibidem, стр. 502—505..

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz