Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.

Іоканскихъ о стрововъ до границы Норвегіи б ере гъ з и ­ мою чистъ отъ лЬда, и поморы в ъ теченіе всей зимы х о д я т ъ на своихъ ёлахъ въ Норвегію; условія для осѣд- лой жизни на Мурманѣ не менѣе благопріятны, ч ѣм ъ въ норвежскомъ Финмаркенѣ ; длинныя полярныя ночи не препят с твуютъ ни мореходству, ни морскимъ промы- сламъ, т а к ъ к а к ъ д аж е и в ъ эт о тъ пер іодъ времени, о тъ 11 ч. до 1 ч. дня, достаточно свѣтло, а въ остальное время недос та токъ дневного свѣ та в ъ значительной ст е ­ пени замѣняется частыми и яркими сѣверными сіяніями. При сочетаніи т а кихъ бла гопр іятныхъ условій и при близости Мурманскаго берега къ Западной Европѣ , нельзя не д орожи т ь тѣми исключительными выгодами, которыя онѣ пр ед с т а в л яютъ для удовле т вор ен ія по т р е б ­ ностей нашего мореходства „ІІродолжен іе нашей рельсовой сѣти до одной изъ и е замер зающихъ гаваней на Мурманскомъ берегу обез- печило бы безгірепятственный, в ъ теченіе круглаго года находящійся въ полной власти одной Россіи, путь к ъ открытому океану, а, слѣдовательно, и к ъ бер е г амъ З а ­ падной Европы . При отсутствіи т акого пути, многія го- сударственныя надобности (не говоря уже про военное, но д аж е и в ъ мирное время) могутъ ос таваться н е у д о ­ влетворенными, напротивъ, наличность т акого пути може тъ обезпечить Россіи весьма существенныя вы ­ годы “. При обсужденіи вопроса о направленіи желѣ зной д о ­ роги на Мурманъ , въ Комиссіи прежде всего было у к а ­ зано на выгодность продолженія желѣ зной дороги о тъ Уле аборга до залива Печенги, или до порта Владиміръ, но з а т ѣм ъ было признано болѣе выгоднымъ в ъ эконо- мич е скомъ и государствснномъ отношен іяхъ, провести д оро гу отъ Іоэнсу или Сердоболя ч ере зъ Кемь на Колу. При этомъ было указано, что Сердобольское направле- ніе, с окр ащ а я на 400 в е р с тъ разстояніе о тъ Ледо вит аго океана до Пе т ербур га, сравнительно съ направлен іемъ Ул е а б о р гъ— Владим іръ, в ъ то же время соединяло бы П е т ербур г ъ , ч р е з ъ Выбор гъ не толь ко съ Мурманомъ, но и съ Б ѣ лым ъ моремъ, а кромѣ того соединяло бы съ Бѣ лым ъ моремъ два б о лыних ъ внутреннихъ б а с ­ сейна: Ладожс ко е и Онежское озера. При обсужденіи этого нащ авленія в ъ Комиссіи между прочимъ было обращено вниманіе на необходимость „подчинить же- лѣ зныя дороги Финляндіи, о т ъ Сердоболя до Петер- — 16 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz