Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.
О Н Ъ 20-го октября, 1894 года, въ Бо зѣ почилъ. Послѣ ЕГО кончины д о к л а д ъ С. Ю. Витте не получилъ хода, лишь администра тивный ц ен тръ былъ перенесенъ и зъ Колы въ Ека т ерининскую гавань, гдѣ въ 1894 году бы л ъ основанъ новый уѣ здный г о р о д ъ—Алекс андровскъ . Вопросъ о проведеніи желѣзной дороги на Мурманъ, о б суждал с я в ъ 1894 году въ Комиссіи по проведенію ж е лѣ зных ъ д о р о г ъ на С ѣ в е р ѣ Россіи, причемъ именно ук а зыв алось на важное значеніе этой дороги, въ отно- шеніи стратегическомъ, в ъ связи съ необходимостью ус тройс тва на Мурманскомъ берегу военнаго порта, к о торый послужилъ бы опорнымъ пунктомъ для дѣйствій нашего военнаго флота. Въ виду т акого значенія же- лѣ зной дороги на Мурманъ , п р е д с е д а т е л ь Комиссіи п р е д л о ж и т ь предс тави телямъ военнаго и морского мини с т ерс тв а высказа т ь свои соображенія поэтому вопросу. Предс т авит ель военнаго министерства генералъ-лейте- н а н тъ Соллогубъ заявилъ, что „ в ъ настоящее время Мурманскій б ер е г ъ является мѣ с томъ почти совершенно незаселеннымъ. Устройство военнаго порта въ подобной мѣстности потребовало бы о тъ государс тва о громныхъ ден ежныхъ за т р а тъ и, что самое главное, было бы преждевременнымъ . Но если на Мурманѣ создадутся экономическіе интересы, если онъ населится, р а зо в ь е тъ свои промыслы, торговлю, то несомнѣнно в с л ѣ д ъ за экономическими интересами явятся и заботы о б ъ охранѣ этихъ интересовъ , к а к ъ со стороны военнаго вѣдомства, т а к ъ и со стороны морского. Начина ть же съ у с т р ой ства военнаго порта, по его мнѣнію — рискованно и п р еж д е в р ем е нн о 11. Къ этому мнѣнію присоединился и представитель морского министерства г ен ер алъ -ма іоръ Чик алевъ . Въ виду т а кихъ заявленій, Комиссія признала цѣле- сообразнымъ р а зсма трив а ть в опро съ о т омъ или дру- г омъ направленіи Мурманской желѣ зной дороги преиму щественно съ точки зрѣн ія экономическаго значенія. По этому поводу предс тавитель Министерства Финан- с о в ъ д. с. с. Романовъ , между прочимъ, пояснилъ, что „значеніе Мурмана заключается въ его прекра сныхъ при р о дных ъ гаваняхъ, которыя л еж а т ъ у открыт а го оке ана и всю зиму не замер заютъ . Бере га Мурмана приглубы , мелей и рифо въ нѣтъ; бла год ар я теплому э к в а тор іальному теченію, климатъ Мурманскаго побе режь я сравнительно мягокъ; на всемъ протяженіи отъ — 15 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz