Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.
л учше на Пермь. Тогда при по сред с твѣ Мурманской ж елѣ зной дороги б уду тъ обмѣнив а ть ся грузами З а падная Европа и Америка, съ одной стороны, и Си бирь, съ другой . П р о б ѣ г ъ этого транзита по Мурм ан ской желѣ зной д о р о гѣ о тъ Сороки до Мурмана опре- дѣля е тся въ 631 версту, и зъ 987 в ер с тъ общаго ея протяженія. Сооружа емый нынѣ пор тъ на Мурманѣ никогда не замер зающ ій , открытый круглый годъ для мореплаванія, доступный для самыхъ бо л ьши х ъ и глубоко сидящихъ оке ан скихъ судовъ , самый близкій к ъ Англіи и Америкѣ по времени морского перехода русскій портъ , лежащ ій у свободнаго океана, не стѣсненнаго ни Бельтами, ни Д а р д ан е л л ами ,—явится т ѣм ъ давно ж ел аннымъ выходомъ на міровой рынокъ пашей торговли , котора го она давно уже ищетъ , заперт ая в ъ Б ѣ л ом ъ м орѣ льдами , а въ Б ал т ій с комъ и Ч е рн ом ъ -проливами, ключи о т ъ кото- ры хъ не въ н аш и х ъ рукахъ. Ка къ бы ни сложилась д а л ь н ѣ йш а я судьба Д а р д а - неллъ, нельзя не признать, что тор го вый путь изъ Сибири въ З ападную Европу пойде тъ не ч е р е з ъ южныя моря, а ч ер е зъ сѣверныя , по кр а т ч айшему своему на правленно. Д а в н о и настойчиво пробив ала сь в ъ этомъ напра- вленіи наша внѣшня я торговля, испытывала громадныя затрудпен ія въ замерзаемости нашихъ сѣ в е рныхъ п о р т о в ъ , ко торые с тановятся недоступными для морской тор говли и за кры в аю т с я обычно к а к ъ р а з ъ в ъ то самое время, когда особенно д ѣ я т е л ь ны е т ор го вы е обороты страны , реализующей свой урожай , т р е б ую тъ безгіре- рывнаго и свободнаго общенія съ моремъ . Міровая т о р говля, с ъ которой прочно связаны интересы Россіи, не з н а е тъ отдыха, не т ерпитъ пер ерыво въ , вы зыв а емыхъ замер зан іемъ портовъ , н еотвра тимыхъ и въ к о рн ѣ подры- в ающихъ в сѣ коммерческіе расчеты и планы. Т ѣ изъ бал т ійскихъ портовъ , ко торые можно считать незамерзающими , к а к ъ напримѣръ , Либ а в а и Виндава, все же с тѣсн яютъ торговлю , т а къ к а к ъ по своей с р а внительной мелководности не доп у с к аю тъ увеличенія тоннажа судовъ , къ чему т а к ъ стремится тор го вл я для удешевл ен ія фр ах то въ . Въ этомъ направлен іи и въ б у дущ ем ъ нельзя ожида т ь коренного улучшенія, т а к ъ к а к ъ в ъ силу своихъ е стественныхъ условій Балтійское море нико гда не б уд е тъ въ состояніи допу с к а т ь пла- — 138 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz