Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.

— 137 - не отразиться т акже на п а с с ажир скомъ движен іи ч ере зъ будущій Мурманскій портъ . Мурманскій по р тъ въ бу- д ущ емъ може тъ р а зсчи тыв а т ь на значительное пасса­ жирское движеніе, въ особенности въ Америку, изъ на- шнхъ сѣ в ерныхъ губерн ій и и з ъ Сибири. Нор в ежс к іе судовладѣльцы , вполнѣ оцѣни вая значеніе будущей М у р ­ манской магистрали, уже т еперь выс туп аютъ съ предло- женіями своего парового флота къ обслуживание Мур- манскаго порта, для чего они про е к тируютъ устройство нѣ с кол ькихъ новыхъ пароходныхъ линій между Мурма- номъ и Сѣв ерной и Южной Америкой. Удобства и выгоды сообщенія съ Мурманомъ создаются желѣ зной дорогоіі т а кж е и д ля англ ійскихъ портовъ , о со ­ бенно сѣв ерныхъ . Удобство морскихъ сообщеній между Англіей и Мурманомъ дока зыв а е тся уже теперь еже- годнымъ мно гок р а тнымъ посѣщен іемъ Мурмана много ­ численными англійскими т р алловыми пароходами, и д у ­ щими в ъ наши сѣв ерныя воды для рыбнаго промысла. Что же касается разстоянія, то пер еходъ и зъ Англіи, особенно изъ сѣв ерной ея части, може тъ считаться п р и ­ близительно один а к о вымъ съ путемъ и зъ Англіи въ Ли б а в у и, слѣдова тельно , короче перехода изъ Англіи въ Петроград !.. Исключит ельныя условія военпаго времени создали необходимость с ко рѣйш а г о сооруженія Мурманской же- лѣзной дороги , причемъ предположен ія о финансовых!, р е з ул ь т а т ахъ ея сооруженія и эксплоатац іи не могли имѣть вліяніе на рѣшеп іе вопрос а о сооружен іи желѣз- ной дороги такого первостепеннаго государственнаго значенія, к а к ъ Мурманская. Подробныя экономическія изысканія о б ъ ожидаемой ра бо тѣ и финансовых!, ре зул ь т а т ахъ ея сооруженія и эксплоатац іи поэтому еще впереди. Вполнѣ вѣроятно , что эти изысканія докажут !, д еф и ­ цитность дороги на нѣ с кол ько лѣ тъ , если р а звит іе же- лѣ знодорожной сѣти и производительных !, силъ ея район а б уде тъ со в ерша т ь ся медленно. Кромѣ т ѣ х ъ мѣропр ія тій для развитія прои зводитель - ныхъ силъ мѣстнаго района дороги, и, слѣдовательно , для ув елич ены ея грузооборота, которыя ука заны выше, огромное значеніе для улучшенія финап совыхъ р е зу л ь т а т о въ эксплоатац іи дороги буде тъ имѣть рас- ширеніе ея т р ан зи тныхъ р айон о въ сооружеп іемъ же- лѣзной доро ги о тъ Сороки на Котласъ , или еще

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz