Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.

наго и богатаго неиспользованными прои зводительными силами Сѣ в ер а Россіи и Сибири. Мурманская магистраль, съ не замер зающимъ портомъ на Мурманскомъ берегу, при н а д л еж ащ ем ъ его о б о р у ­ д о в а л и , несомнѣнно, б уде тъ имѣть первостепенное зна- ченіе, к а к ъ для дост авки т о в а р о в ъ и зъ Америки и Англіи в ъ Россію, т а к ъ и для вывоза изъ сѣв ерной Россіи и Сибири пр едме то въ прои зводства, с бы тъ к о т орыхъ нынѣ в с т рѣч а е тъ значительныя затруднен ія, в слѣдств іе отсут- ствія у добныхъ путей сообщенія. Бу д ущ ая не зам ер ­ зающая гавань сама по себѣ об езпечи в а етъ в в о зъ т о ­ в а р о в ъ в ъ теченіе кру гл а го года. Морскіе же пути, ведущ іе к ъ этому порту, по сравненію съ портами Бал- тійскаго моря, предс тавляют ся столь удобными, что на Мурм анъ направится б ольшо е количество судовъ , осо ­ бенно и зъ американ скихъ гаваней. К а къ извѣстно, п а р о ­ ходы „Восточно - Азіатскаго п ар о х о д с тв а11, вслѣдс тв іе особенныхъ условій мореплаван ія л ѣ т ом ъ минувшаго 1914 года, приходили и зъ Н ью - І о р к а непосредственно в ъ Архангельскъ , заходя по пути въ сѣв ерную Нор- вегію. Весь путь до будуща го русскаго порта и д е тъ о т кры тымъ океаномъ , б езъ п роли в о въ и бельтовъ , за- т р у дн яющи х ъ до с т упъ к ъ Бал т ійскому морю. Что же касается разстоян ія о т ъ Нью -Іорка до Мурмана, то оно, согласно пок а зан іямъ капит ано въ пароходовъ , значи ­ тельно короче разстоян ія о тъ того же города до наи- болѣ е западнаго Бал т ійска го порт а — Либавы . Капи ­ таны оп р е д ѣ л яю тъ разстояніе о тъ Н ью - І о р к а до Архан ­ гельска всего на 200 миль д а л ьш е пути о тъ Ныо -Іорка до Либавы . П е р е х о дъ о тъ Ал екс андров ска до Архан ­ г ельска со с тавля е тъ 36—40 часовъ; за выче томъ времени, необходимаго на прохожденіе этихъ 200 миль, получается разница на сутки въ пользу Мурмана. Кромѣ сбережен ія топлива, при отправленіи на Му рм анъ о тп ад аю тъ т а кж е лоцманскіе расходы, упл ачива емые при проходѣ ч ер е зъ д ат ск іе проливы , в слѣдств іе чего э т о тъ кра тч айш ій путь явится для пароходо въ т а кж е болѣ е экономнымъ . Т а кимъ образомъ , можно б уде тъ разсчитывать, особенно въ зимнее время, на весьма значительное количество гру- зо въ изъ ам ерикан скихъ портовъ , предна знач енныхъ д ля сѣ в е рных ъ губерн ій и для обширна го сибирскаго рынка. Сокращен іе морского перехода о т ъ Ныо -Іорка в ъ Кольскій заливъ , по сравненію съ Либавой , не може тъ — 136 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz