Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.

— 134 — Д л я подъ ема прои зводи т ел ьныхъ силъ страны, для перехода ея в ъ высшую стадію хозяйственнаго развитія принимался Пр а ви т ел ь с тв омъ цѣлый р я д ъ самыхъ рѣ- шит ельныхъ и гранд іо зныхъ мѣропр іятій , которыя въ самое короткое время д ав али наибольш ій эфф ек тъ . Со- оружен іе Мурманской желѣ зной дороги, к а к ъ мѣро- пріятіе экономической политики, въ т а кую эпоху, к о ­ нечно, не могло стоять на ряду съ в ажн ейшими в опро ­ сами ж елѣ знодорожн а го строит ельс тва и желѣ знодорож - наго хозяйства. Нужно было увеличить торговый и р а с ­ четный балансы страны, а для этого нужно было у си ­ лить вывозъ . Быс т ро е усиленіе выво за обезпечивалось, главнымъ образомъ , ра звит іемъ сѣти ж елѣ зныхъ д о р о г ъ въ прои зводительныхъ , густо - населенныхъ район ахъ страны и привлеченіемъ к ъ м еждународной т ор говлѣ новыхъ богатыхъ, неиспользованныхъ , но уже на с елен ­ ныхъ районовъ . Пр ежд е всего нужно было привлечь къ участію в ъ междун ародномъ обмѣнѣ и использоват ь тѣ районы страны, гдѣ уже р а н ьш е сочетались есте­ ственные ф а к т оры прои зводства, при р о д а и т р у дъ , гдѣ производство пр о д у к т о въ международна го обмѣна уже было въ стадіи развитія и роста и жд ало и ж аждало обезпеченія обмѣна создан іемъ новыхъ кр а т ч айши хъ къ м еждународнымъ рын к ам ъ и у д о бнѣйши хъ путей с о ­ о б щ е н и я , чтобы еще бы с т рѣ е расцвѣсть. Т а ки хъ р а й о ­ новъ въ Россіи было еще много, и т а кимъ р айономъ не могъ быть районъ Мурманской желѣ зной дороги , г д ѣ д ары природы несомнѣнно огромны, но куда населеніе т.-е. т рудъ , а т а кж е к апи т алъ мо гутъ я вит ься т олько послѣ проведенія желѣ зной доро ги и в ъ р е зуль т атѣ цѣ- лаго р яда систематическихъ мѣропр іятій для поднятія п рои з в оди т ел ьныхъ силъ края. Сознавая же необходимость сооружен ія т а кж е и ко- лонизац іонныхъ и страт е гич е скихъ ж елѣ зны х ъ доро гъ , Пр а ви т ел ь с тв о естественно обр ащ а л о с ь пр ежде всего къ сооружение н аиболѣ е нужныхъ и н аиболѣе важныхъ, которыя, какъ , н ап римѣръ , Сибирск ая и Ташкент ская , Сѣверная , Средне-Азіатская, З а к а в к а з с к ія — исчерпывали всѣ возможные ден ежные источники государства на же- лѣ знодорожно е строительство. Мѣстное значеніе Мурманской желѣ зной д оро ги со з­ нано давно. Необходимость в ъ ней, к а к ъ в ъ новомъ с вободномъ пути сообщенія съ Западной Европой и Америкой почувствовалась во всей полнотѣ т олько во

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz