Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.

линій пъ Сѣ в ерномъ р а йонѣ Россіи (главнымъ образомъ , Об ь -Ур ало -Бѣломор ск ую и Камо -Печорскую желѣ зныя дороги :і:), и хотя развитіс новыхъ выво зныхъ желѣзно- до р ожных ъ путей къ Балтійскому , Ч ерному и Азовскому мор ямъ составляло за послѣднее двадца тилѣ тіе , к а к ъ и прежде одну изъ г л а внѣйши хъ задачъ , которыми оп р е дѣ л я л а с ь политика Пр а ви т ел ь с тв а в ъ развитіи р е л ь ­ совой сѣти страны . Т а к ъ в ъ эт о тъ п ер іодъ р а зрѣш ены к ъ по с тройкѣ и б ольшей частью уже построены же- лѣ зныя дороги: о тъ Вятки к ъ Петро граду , о тъ Вологды къ Архангельску, о тъ Москвы до Виндавы, отъ Мерефы д о Херсона, о тъ Бахмача до Одессы, о тъ Ѳедо р о в ки до Скадовска, о тъ Лейпцигской до Аккермана, о тъ Арм а ­ вир а до Туапсе, о тъ С ар абу з а до Евпаторіи, о тъ Ор л а до П е т ро гр ад а - и одобрено сооруженіе желѣ зной дороги , соединяющей З а в о лж ь е и Сибирь съ портами Черна го и Азовскаго морей. Кромѣ того, усиленіе п р о ­ пускной способности суще с твующихъ пор то въ Бѣлаго , Балтійскаго и Черна го морей и изучепіе условій для оборудован ія новыхъ пор т о въ в ъ этихъ моряхъ со с т а ­ вляло т акже пр едме тъ усил енныхъ забот ь Пр а ви т ел ь с тв а за послѣднее д в адц а тилѣ т іе ***). Слѣдова тельно , развитіе ж е лѣ зныхъ д о р о г ъ и портовъ , предназначенныхъ, г л а внымъ образомъ , для обслужи- ванія и усиленія русской внѣшней тор говли in. послѣдн іе годы, к а к ъ и раньше, при знавалось одной и зъ важнѣй - шихъ задачъ , постоянное и наиболѣе полное р а з рѣш е н іе которой о т в ѣч а е тъ ин т ер е с амъ государственнаго н на- роднаго хозяйства. Т ѣм ъ не менѣе Мурманск ая желѣ зна я доро га и Мурманск ій не з амер з ающ ій по р т ъ ждали своей оче- Г -Ди. Причиной тому являе т ся т о тъ быстрый темпъ экопо- млческаго развитія Россіи, который былъ уст ановленъ въ эпоху Министра Финансовъ С. Ю. Витте. — 133 — '*) См. журналъ Совѣщанія, отъ 4 марта 16 мая 1911 года, стр. 5. :) 1Іричины рашіяго появлснія въ Западной Европѣ п Россіп желѣз- и ы л ъ дорогъ къ портамъ разъяснены А. II. Чупровымъ въ доктор- скоп диссертации „Железнодорожное Хозяйство" ч. П. глава VI. См. также „Труды Отдѣла Торговыхъ Портовъ М. Т. и II.“ Вып. XXIV'. „Іірпморскіе Торговые Порты Европейской Россіи". Спб., 1908, стр. 7 17. Труды Отдѣла Торговыхъ портовъ М-ва Т. и II. Вып. XXXI. Спб. 1912. „Указатель портовыхъ изысканіГГ, стр. 1 IX.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz