Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.
— 132 — в ъ томъ, что удовле творен іе т олько первой и зъ этихъ з а д ач ъ нѣсколько л ѣ т ъ могло бы не оп р а вд а т ь финан- совыхъ з а т р а т ь на сооруженіе ж елѣ зны х ъ д о р о г ъ на Сѣ- в ерѣ Россіи. Потребнос т ь же въ созданіи новыхъ желѣ з- нодорожно -водныхъ сѣ в ерныхъ сообщеній Россіи съ З а падной Европой съ достаточной остротой не ощущалась . Между т ѣм ъ историческими свѣдѣн іями о промыслахъ и то р го в лѣ Мурмана съ Англіей, Голландіей и Норве- гіей и р е зуль т ат ами всевозможныхъ изслѣдованій, ко т о рыми» э т о тъ к р ай подвергался, особенно начиная съ 70-хъ годовт, прошла го с толѣтія (Комиссія 1870 года д ля изысканія м ѣ р ъ к ъ экономическому развитію сѣ- в ерна го края; Особая Экспедиц ія 1872 года п р ед с т а ви телей Минис т ерс твъ Финансов!,, Внутреннихъ Д ѣ л ъ , Государс твенныхъ Имуществ-ь и Морско го для выбора порта на Мурманѣ ; Архангельская Комиссія 1881 года о нуждахъ Сѣв ерна го края; командировки : капитана И в ан о в а— въ 1890 году, С. Ю. Витте и Б. А. Ри п п а с а—• в ъ 1894 году, адмирала А. К. Сиденснера в ъ 1896 году, адмирала Д у б а с о в а—в ъ 1897 году; Комитетъ для помощи поморамъ Русскаго Сѣ в ер а 1894 года и „Сѣверная Ко- миссія“ Комитета; Экспедиц ія для научно -промысловыхъ изслѣдован ій у б ер е го въ Мурмана 1898 — 1907 годовъ ; Особая Статистическая партія 1902- 1904 г о до въ для обслѣдован ія Мурмана, организованная Комитетом!, для помощи поморамъ Русскаго Сѣ в е р а *),— неоднократно п у б ѣ д и т е лыю док а зыв ал а сь цѣле сообра зност ь и вы г о д ность для страны постройки на Мурм анъ желѣ зной д о роги и оборудован ія т амъ коммерческаго порта. Т ѣм ъ не менѣе всѣ эти док а за т ел ь с т в а мало ускоряли поло жительное р а зрѣш ен іе вопроса о сооруженіи Мурм ан ской желѣ зной дороги. Н а с кол ьк о даж е в ъ самое по- слѣднее п ер едъ войной время не чувствовал а сь или не со знавал а сь въ Россіи потребность в ъ сооруженіи М у р манской желѣ зной дороги и оборудован іи новаго порта па Мурманѣ видно изъ того, что Особое, образованное весной 1914 года при Департамент!', Ж е л ѣ зн о д о р ожны х ъ Д ѣ л ъ Министерства Финансовъ Совѣщан іе по вопросу о вы р а бо т к ѣ фипансоваго плана ж елѣ знодорожн аго с троительства на ближайш іе годы— совершенно не в о з буждало вопроса о включеніи въ этотъ планъ Мурман ской желѣ зной дороги, хотя имѣло въ виду сооруженіе О всѣхъ этихъ изслѣдованіяхъ ем. у А. К. Сиденснера.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz