Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.

— 128 — п ри зн анъ достаточно продолжит ел ьнымъ для вывоза съ Шпицбер г ена всей годовой добычи угля. Условіемь у дачна го осуществленія этого ускореннаго вывоза должно быть, однако, поставлено т акже устройство с кл ад о въ на мѣс тѣ пріема угля желѣ зной дорогой , т.-е. въ данномъ случаѣ на конечной станціи Мурманской магистрали. Весьма оживленные обороты Архангельскаго и про- чихъ Бѣ л ом о р с ки хъ пор т о въ по вывозу русскаго лѣса п ри в л е к аю т ъ в ъ сѣ в ерны я воды значительное количе ­ ство гру зо выхъ пароходовъ , до семисотъ и болѣе еж е ­ годно, под авл яюще е большинс тво которыхъ , однако, при ходи тъ туда порожними, имѣющими на борту только б алла с тъ . Л иш ь весьма немногіе и зъ этихъ пароходо въ по д о р о гѣ в ъ Арх ан г ел ь с къ заход ятъ в ъ сѣ в ерны е нор- вежскіе порты, дост авляя сюда угольные грузы и з ъ Англіи. Т а к ъ к а к ъ эти грузы для пароходо въ являются попутными и случайными, они мо гутъ дост авля ться в ъ Сѣ в ерную Норвегію по весьма ни зкимъ фрахтамъ , вслѣд- ствіе чего англійскій уголь т ам ъ иногда бы в а е тъ д е ­ шевле, чѣм ъ на югѣ страны. Т а к ъ к а к ъ пароходовъ , с о в ерш ающи хъ лѣ томъ рейсы въ порты Бѣл а го моря, много, то возможно привлечь эти пароходы къ д о с т а в кѣ г ру зо въ на конечную станцію Мурманской линіи, въ особенности же массовыхъ г р у ­ зо въ угля. Конечный по р т ъ Мурманской магистрали с амъ по себѣ при вл еч е тъ большо е число пароходовъ , к о ­ торые б у ду т ъ дост авлять грузы по низкимъ ставкамъ , т а к ъ к а к ъ не подл ежитъ сомнѣнію, что пароходы , п р о ­ ходящее уже в ъ настоящее время въ непосредственной близости о т ъ будуща го новаго русскаго порта, будутъ в ъ состояніи поставлять туда грузы, въ особенности уголь, на столь выгодныхъ условіяхъ, что э т о тъ уголь, несмотря на желѣ знодорожн ую перевозку по Мурм ан ­ ской линіи, д аж е въ П е т р о гр а дѣ б уде тъ конкурриро - в а т ь съ углемъ, дост авленнымъ т уда на особо зафрах - т о в а нных ъ для сего пароходахъ. Зимняя навигація съ Мурманск аго берега буде тъ обслужив а т ь выво зъ хлѣба и з ъ Волжскаго и Сибирскаго районовъ , когда буде тъ з а к ры т ъ выходъ ч ер е зъ Архангельскій портъ , в ъ теченіе ч е тыр ехъ мѣ с яц е въ о тъ ян в ар я до апрѣля , а т акже в сѣ хъ г л а внѣйши хъ т о в а р о в ъ нашей вывозной торговли. О б р а т ­ ными же грузами б уду тъ ввозимые изъ -за-границы товары , каменный уголь съ Шпицбер г ена и грузы съ Мурмана — г л а внымъ образомъ , рыба.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz